29.03.24

Сергей Григораш 01Сергей Григораш 02Сергей Григораш 03Сергей Григораш 04Сергей Григораш 37Сергей Григораш 38Сергей Григораш 39Сергей Григораш 40Сергей Григораш 41Сергей Григораш 42Сергей Григораш 43Сергей Григораш 44Сергей Григораш 45Сергей Григораш 46Сергей Григораш 47Сергей Григораш 48Сергей Григораш 49Сергей Григораш 50Сергей Григораш 51Сергей Григораш 52Сергей Григораш 53Сергей Григораш 54Сергей Григораш 55Сергей Григораш 56Сергей Григораш 57Сергей Григораш 58Сергей Григораш 59Сергей Григораш 05Сергей Григораш 06Сергей Григораш 07Сергей Григораш 08Сергей Григораш 09Сергей Григораш 10Сергей Григораш 11Сергей Григораш 12Сергей Григораш 13Сергей Григораш 14Сергей Григораш 15Сергей Григораш 16Сергей Григораш 17Сергей Григораш 18Сергей Григораш 19Сергей Григораш 20Сергей Григораш 21Сергей Григораш 22Сергей Григораш 23Сергей Григораш 24Сергей Григораш 25Сергей Григораш 26Сергей Григораш 27Сергей Григораш 28Сергей Григораш 29Сергей Григораш 30Сергей Григораш 31Сергей Григораш 32Сергей Григораш 33Сергей Григораш 34Сергей Григораш 35Сергей Григораш 36

О творчестве художника-мариниста Сергея Григораша

Сергей Григораш – один из значительных мастеров жанра современного морского пейзажа. Живописец почти полностью посвятил себя созданию марин и придал этому выбору поистине значительный смысл.

Творческая концепция автора заключается в создании эмоционально-выразительного образа моря, созвучного человеческим страстями чувствам. Художник передает свою любовь к родным местам, к киммерийским берегам, Феодосии, Коктебелю, Карадагу. Здесь целый мир причудливых по своим очертаниям скалистых вершин, фантастических по пластике морских бухт и разноцветных горных долин. Этот край является источником вдохновения для современных поэтов и художников, как некогда- для И.Айвазовского и А.Грина, М. Волошина и М.Цветаевой, Н.Гумилева и О.Мандельштама, В.Набокова и Д.Лихачева. Бывал здесь и А.Пушкин.

Сергей Григораш ценит и понимает великолепие этих мест, воспевая их в своем творчестве. Сергея Григораша можно смело назвать живописцем романтиком. Художники этого направления использовали цвет прежде всего как средство эмоционального воздействия, способное передать настроение пейзажа. Сергей Григораш создает морские пейзажи глубочайшей силы воздействия, добивается такого образного строя, который производит необычайно убедительное впечатление. Автор обращает внимание на цветовые колебания, вызванные изменением освещения в различное время суток. При передаче пластики волн он стремится к живописным модуляциям теплого и холодного, блеклого и насыщенного. Крымский маринист демонстрирует такое разнообразие цветовых характеристик пейзажей, наполняет их такой цветовой экспрессией, что справедливо позволяет говорить о нем как о прирожденном колористе.

Кто хоть однажды видел морские волны при меняющемся освещении, особенно когда они вспыхивают в лучах заката ,превращаясь в великолепный заключительный цветовой аккорд, тот никогда не забудет сказочной красоты этого момента. Море может изображать каждый живописец, но только беззаветно преданным ему оно позволяет открывать свои тайны. Благодаря глубокому изучению природы Сергей Григораш разработал индивидуальный авторский почерк, систему передачи цветов морского пейзажа.

Характер его живописного почерка по природе своей спонтанный, стремительный. Художник наслаждается игрой и гармонией цветовых созвучий, стремиться воссоздать природу, используя эффекты воздействия контрастов холодных и теплых цветов, дающих ощущение легкой воздушности.

Оставаясь верным своей манере, Сергей Григораш последовательно совершенствует ее. Наблюдается динамика творческого роста художника, так по сравнению с работами раннего периода его творчества, в которых преобладает монохромная цветовая гамма, в произведениях последних лет сделан шаг к мультиколорной живописи. Палитра мариниста значительно обогатилась интенсивными и звучными цветовыми оттенками. Теперь его полотна пульсируют и переливаются, поражая глаз обилием цветовых нюансов.

Картины Сергея Григораша отличает динамизм необъятных морских просторов, которые невозможно ограничить, даже если они замкнуты рамками полотна. Некоторые композиции по логике своего цветового решения и органическому ритму линий великолепны и чисты. Природное композиционное чутье позволяет пластически организовывать разнообразные природные стихии: огонь в лучах заката, воздух, камни, и воду. Определенное число чередования волн, образующих ритмический строй прибоя, неизменно повторяется на протяжении миллионов лет. С его помощью можно подсчитать появление самой высокой волны. Уже в самом существовании такого числа кроется какая- то тайна, в нем заключено математическое выражение ритмов самой Вселенной. Это в какой-то степени мистическое число Сергею Григорашу подвластно. Оно наполняет собой убедительностью многие его картины.

Впереди у крымского живописца новые художественные открытия и творческие находки, а у ценителей его таланта новые встречи с произведениями Мастера.

Виктор Уваров
Доктор искусствоведения,
газета «Изограф» г.Москва

Автор