«

»

Май 05

Распечатать Запись

Русские импрессионисты

И.Е. Репин. На дерновой скамье

 

Становление импрессионизма в России имело свою историю. Непосредственными свидетелями появления художников- импрессионистов стали два русских живописца – И.Е. Репин и В. Д. Поленов. Осенью 1873 года они обосновались в Париже. Здесь русские художники совершенствовали свое мастерство, знакомились с музеями и приобщались к современной художественной жизни. Оба живописца были в курсе страстей, разразившихся вокруг молодых французских новаторов. Однако первоначально Репин и Поленов оставались верны идеям искусства демократического реализма. Их интересовали темы франко-прусской войны, сцены из истории Парижской коммуны. Пережив «шоковое впечатление» от полотен отверженных художников, русские живописцы вскоре вынуждены были признать, что «в них что-то есть». Более убедительной и правдивой стала казаться цветовая гамма, за месивом красок почувствовалась система, за живописным произволом обнаружились солнце, воздух, плоть вещей. Репин решил писать картину на современную тему. Он выбрал один из типичных мотивов импрессионистов – «Парижское кафе». В то же время, будучи художником-реалистом, Репин создал полотно о современных парижских нравах, выступил как беспощадный критик. Несмотря на конкретность и жизненность темы, множество натурных этюдов, картина кисти Репина оказалась далека от произведений французских мастеров. «Парижское кафе», выставленное на Салоне в 1875 году, показало высокий европейский уровень русского художника. Однако оно не имело самого главного – свежести впечатлений от натуры, остроты восприятия и воплощения. Картине не хватало непринужденности взгляда на мир, которые составляли главное очарование работ «импрессионалистов», так называл их тогда Репин.

Попытка приблизиться к искусству молодых французов, была предпринята Репиным и Поленовым во время летнего отдыха в Нормандии. Оба работали на открытом воздухе, поистине «упивались» живописью пленэра. Это наглядно видно в этюдах, которые оба писали с одной натуры – белой лошади на морском берегу.

По возвращении в Россию Илья Ефимович Репин создает картину «На дерновой скамье» (1876, ГРМ), в которой ясно прослеживаются черты нового стиля. Художник одновременно пишет и групповой портрет, и жанровую сценку. Он изобразил свою жену Веру Алексеевну, дочерей – Веру и Надю, а также родителей супруги и ее брата. Семейство родственников мирно расположилось на природе. Здесь Репин прекрасно передал свежесть летней листвы, солнечные блики.

WordPress: 8.07MB | MySQL:65 | 0,272sec