19.04.24

Память
В СССР Пётр Лещенко был под негласным запретом. Имя его не упоминалось в советских СМИ. Однако многие помнили его. Одно из свидетельств посмертной славы певца содержится в мемуарах журналиста Михаила Девлеткамова:
…Весной 1980 года я ехал в столицу в переполненной электричке «Дубна-Москва». Севший в Дмитрове бритоголовый, крепко сбитый старик в чёрном ватнике о чём-то громко рассказывал пожилой супружеской чете. Значок III Украинского фронта красовался на потёртом ватнике… «Да ведь за такие слова можно и в Сибирь угодить!» — сказала вдруг ветерану его собеседница… Поезд подходил к Яхроме. За окном проплывали величественные руины Покровской церкви, 1803 года постройки (к настоящему времени церковь отреставрирована)… «А не боюсь я Сибири! — воскликнул старик — Вот, помните, как Лещенко пел, А я Сибири не страшуся, Сибирь — ведь тоже русская земля!..» Старый, но бодрый ветеран 2 Мировой войны процитировал песню из репертуара Петра Лещенко, «Чубчик», посвящённую трагедии раскулаченных крестьян…
— газета «Достоинство», № 12 / 2000 г.
В послевоенные годы в Москве на волне популярности Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма по выпуску и распространению пластинок «под Лещенко». Костяк фирмы составили так называемый «Джаз табачников» (там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его солист Николай Марков, голос которого был почти идентичен голосу знаменитого певца. За короткое время было записано сорок произведений из репертуара Лещенко, в том числе и не имевшие к нему отношения «Журавли». Пластинки распространялись в основном на Украине, в Молдавии… Один музыкант из «Джаза табачников» говорил по этому поводу так: «Туда везём чемодан пластинок, обратно — чемодан денег…» Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка — поди догадайся.
— Б. А. Савченко. Эстрада ретро. — М.: Искусство, 1996, стр. 220.
Возрождение популярности в 1988 году
Официального разрешения на появление в эфирах голоса Петра Константиновича в конце 80-х годов XX века так и не было, просто запрещать перестали. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи, статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поёт Пётр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов. Впервые легально Пётр Лещенко был назван лучшим.
«Сенсация стала назревать, когда из многих городов страны от наших корреспондентов стала приходить информация об огромном интересе любителей музыки к пластинке Петра Лещенко, известного шансонье 1930-х годов. Мало кто мог предположить, что занявший в мае 73-е место диск уже в июне стремительно двинется вверх, к вершине популярности, и в итоге выйдет на первое место во всесоюзном хит-параде…
Вот так выглядит первая десятка таблицы популярности среди дисков-гигантов (в скобках указано положение в прошлом месяце):
1.    (73) П. Лещенко.
2.    (8) Группа „Алиса“, диск „Энергия“.
3.    (5) Группа „Рейнбоу“.
4.    (15) Группа „Браво“.
5.    (-) Архив популярной музыки. Выпуск 4 („Роллинг Стоунс“).
6.    (13) Группа „Аквариум“, диск „Равноденствие“.
7.    (-) Юрий Лоза.
8.    (-) Оскар Питерсон.
9.    (2) Ленинградский рок-клуб.
10.    (9) Поёт Лайма Вайкуле».
Газета «Комсомольская правда», от 17 июля 1988 года.
В кинематографе
Биографические фильмы[
•    2013 — «Пётр Лещенко. Всё, что было…», восьмисерийный биографический фильм (режиссёр — Владимир Котт, автор сценария Эдуард Володарский, роль Лещенко исполнили Константин Хабенский и Иван Стебунов)[3]Использование песен
•    1997 — Анимационный фильм Розовая кукла (режиссёр В. Ольшванг, автор сценария Н. Кожушаная) — песня«Лола».
В топонимике
•    В Кишинёве есть улица, а также переулок, носящие его имя.

 

Автор