20.04.24

Святые Флор и Лавр в образе воинов

Конец 15 века. Центральная Россия

Дерево, левкас, темпера. 70,8х45,2 см.

Икона является памятником древнерусской живописи второй половины XV века. Ее стиль отражает как новгородские, так и московские традиции Иконография св. Флора и Лавра (римских каменщиков) в воинском облачении — уникальна. Икона представляет художественную и музейную ценность.

Икона Святые Флор и Лавр в образе воинов

 

Огненное восхождение пророка Илии

Конец 15 века. Новгород

Дерево, левкас, темпера. 67,5х54 см.

В центре композиции куполообразное киноварно-огненное облако, в котором изображен пророк Илия, стоящий в колеснице, запряженной лошадьми. В правом верхнем углу, куда устремляется колесница, в сегменте небесной сферы изображена благословляющая Десница Божия, с надписью: ИС ХС. Слева край огненного облака придерживает архангел Михаил. Внизу слева пророк Елисей, ухватившийся за край милоти Илии. Икона является памятником новгородской живописи второй половины XV века. Имеет высокое художественное значение, иконографический интерес и музейную ценность.

Икона Огненное восхождение пророка Илии

 

Сретение

Конец 16 века. Нижний Новгород

Дерево, левкас, темпера. 70,7х52,4 см.

Иконография памятника имеет оригинальную деталь: младенец, сидящий на руках Симеона Богоприимца, благословляет двуперстно обеими руками, обратив взор к Богородице. Тем самым он соединяет своим благословением Ветхий и Новый заветы. Эта подробность традиционна для икон развернутой иконографии Сретения, распространившихся с XVII в. Колорит иконы, построенный на сочетаниях глинистых красок, сближает ее с произведениями иконописи Нижнего Новгорода и, в меньшей степени, Костромы. Композиция и рисунок фигур, личное письмо иконы позволяют датировать ее 1580-1590-ми годами. Памятник представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность; в силу редкости иконографических деталей имеет научное значение.

Икона Сретение

 

Благовещение

16 век. Вологда

Дерево, левкас, темпера. 71,2х52,3 см.

Икона из праздничного ряда иконостаса. Оригинальная подробность иконографии — велум не переброшен между зданиями, как обычно, а свешивается с шарообразного навершия башенки. Редкую конфигурацию имеет изображение неба. Колорит иконы выдает ее вологодское происхождение. Важную роль в нем играет краска индиго, положенная на зеленовато-голубую подложку, и столь же типичные для вологодской иконописи зеленая краска и коричневая краса с лиловатым опенком. Обычен для вологодской иконы и очень желтый опенок золочения, с оранжевато-желтой подложкой. Типы ликов и их письмо также типичны для Вологды. Изящество и легкость моделировок на одеяниях архангела сочетаете : плоскостной красочной кладкой на большей части поверхности. При беглости и некоторой упрощенности работы в целом мастер сделал выразительными лики персонажей. Ощутимо, что икона являлась частью большого ансамбля. Икона является характерным образцом продукции находившейся где-то на вологодских землях иконописной мастерской, создававшей комплексы произведений для иконостасов местных приходских и монастырских храмов. Художественный памятник музейной ценности, интересный для истории русской культуры второй половины XVI в.

Икона Благовещение

 

Введение Богородицы во храм

16 век. Ярославль

Дерево, левкас, темпера. 110,9х82,8 см.

В иконе уникально изображение Иерусалимского храма с отверстыми вратами и приподнятой завесой, с деревьями на фасаде символизирующими рай. Редким для своего времени является изображение профиля в круглом окне здания, стоящего слева.

Композиция, рисунок и пропорции фигур, типы ликов находят ближайшие аналогии во фресках Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле 1563-1564 годов, а также в ряде икон несомненно ярославского происхождения.

Хорошая сохранность, наличие редких и уникальных иконографические деталей, яркость выражения характерных черт ярославской иконописи придают памятнику значительную художественную, историко-культурную и музейную ценность

Икона Введение Богородицы во храм

Автор