25.04.24
Сухарев В.А. Психология интеллекта

Сухарев В.А. Психология интеллекта

Память, психика, интеллект

КАК РАБОТАЕТ НАША ПАМЯТЬ

Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Запись информации осуществляется посредством акта запоминания, а ее извлечение — посредством акта вспоминания. Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи.

Внимание представляет собой форму организации психической деятельности, проявляющуюся в избирательной направленности (селективности), концентрации и относительной устойчивости. Концентрация внимания обусловлена усилением возбуждения в доминантном очаге коры головного мозга, сопровождающейся угнетением всей остальной части коры. По этой причине, например, глубоко погруженные в работу люди не слышат звонка у входной двери и даже на дотрагивание реагируют лишь спустя некоторое время.

Противоположным акту запоминания является забывание. Как это ни звучит парадоксально, но забывание служит важным условием запоминания, поскольку оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Память определяется работой всего головного мозга, но в первую очередь —это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. В зависимости от того, какой орган чувств принимает наиболее активное участие в акте записи информации, различают несколько разновидностей памяти: визуальная (зрительная), вербальная (связанная с функцией слуха), обонятельная, осязательная и др. В биологическом мире важную роль играет генетическая память, определяющая миграции птиц и рыб, обусловливающая стадные инстинкты. Человеческая память представляет собой бесконечно более сложный механизм — это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания.

Около 60 процентов людей пользуются в основном зрительной памятью. Они легко восстанавливают в воображении виденные некогда места, предметы, лица, страницы газет. Другие люди как будто с большей легкостью запоминают звуки и слова, и возникающие в их уме ассоциации часто представляют собой различные ритмы и каламбуры.

В зависимости от временной установки человеческую память подразделяют на непосредственную, кратковременную, долговременную, скользящую.

Непосредственная (сенсорная) память — это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. Примером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная память — это оперативная (рабочая) память, способная одновременно удерживать до семи элементов в течение максимум тридцати секунд. Она действует, например, когда вы набираете номер телефона. Без оперативной памяти многие привычные действия совершались бы гораздо медленнее. Этот вид памяти позволяет выбрасывать из сознания информацию, как только она стала ненужной.

Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, месяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувственном, эмоциональном и интеллектуальном.

Скользящая память — самая короткая из всех видов долговременной памяти. Такого рода память развита, например, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внимание па изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забыть о ней, переключив внимание на следующую точку.

Если информация предназначена для использования в ближайшем будущем (подготовка к экзаменам, необходимость запомнить некий адрес), постоянное мысленное повторение помогает лишь кратковременно удержать ее в памяти.

Для закрепления следа в памяти на длительное время требуется более высокая степень обработки материала. Необходимо определить для себя значение воспринимаемой информации и дать время на обдумывание, обобщить и проанализировать ее.

Долговременная память основана на наблюдении, анализе и составлении суждения. Любое суждение включает в себя впечатления и эмоции. Сильные эмоции действуют подобно раскаленному клейму и оставляют в памяти неизгладимые следы. Человек способен повысить качество записи материалов в памяти, сосредоточившись па своих эмоциях, развивая наблюдательность и делая комментарии по поводу данного эмоционального или интеллектуального контекста. Именно этим объясняется, почему какие-то детали прошлого люди помнят лучше других. Если задуманное человеком к высказыванию принять за 100 процентов, то в словесные формы (предложения) облекается и высказывается окружающим только 80 процентов. Выслушивается из задуманного 70 процентов, воспринимается и понимается 60 процентов, а в долговременной памяти остается от 10 до 24 процентов.

В среднем человек запоминает 1/5 части того, что услышит, и 3/5 того, что увидит. Из того, что человеку покажут и объяснят, он запоминает 4/5.

Наилучшим временем суток для сознательной работы памяти является промежуток от 10 до 12 часов, когда организм максимально устойчив к кислородному голоданию, а также после 20 часов.

На подсознательном уровне процесс запоминания, фиксации в коре головного мозга накопившейся за день новой информации более интенсивно протекает в каждом следующем цикле парадоксальной фазы сна. Принимая во внимание, что в норме у человека за ночь наблюдается до 4-5 полуторачасовых циклов сна, можно считать, что наилучшая «запоминающая» функция сна проявляет себя где-то за два часа до пробуждения. Что касается времени года, то наихудшим для работы памяти является летний период.

Экспериментально доказано, что в процессе запоминания однородного материала (например, стихотворения) легче всего усваиваются начало и конец, а наиболее трудно — средняя часть. Запоминание улучшается, если постепенно повышать сложность усваиваемого материала.

Повторять изучаемый материал очень важно с интервалами. Непрерывное повторение, заучивание вплоть до полного запоминания наиболее нецелесообразно и неэкономично.

Особенностью человеческой памяти является ее способность с меньшими затратами труда и времени изучать другие иностранные языки после того, как уже усвоен один из них.

Полагают, что структуры, ответственные за память, размешаются в разных участках головного мозга— в зависимости оттого, на каких реакциях организма (чувственных, эмоциональных или интеллектуальных) они основаны. За память отвечают отдельные участки коры головного мозга, лимбическая система и мозжечок. Но основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе и в височной доле каждого из полушарий. Если височная доля повреждена на одной стороне мозга, процессы запоминания могут еще протекать, хотя и с некоторыми нарушениями. Но при двустороннем повреждении способность сознания к записи и хранению информации полностью пропадает. Это происходит в результате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных клеток— нейронов. Сигналы от одного нейрона к другому передают так называемые нейромедиаторы — особые вещества (например, ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в гиппокампе. При нехватке ацетилхолина пропадает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основанная на чувственных реакциях организма.

Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолина в мозгу. При гармонично протекающем старении организма количество синтезируемого ацетилхолипа уменьшается, по остается достаточным для того, чтобы нормально мыслить. Одним из возможных последствий недостатка ацетилхолипа и других нейромедиаторов может служить торможение мыслительных процессов, наносящее ущерб памяти: у человека наблюдается несколько замедленная реакция на внешние сигналы как во время наблюдения и записи информации, так и во время извлечения ее из памяти. Чтобы по мере старения не терять способности к нормальной жизнедеятельности, разумно всегда сохранять спокойствие (известно, что память человека слабеет пропорционально росту его беспокойства). Если человек начинает нервничать по поводу кратковременных задержек в работе своей памяти, то он только ухудшает положение. Для компенсации снижения умственной активности нужно обучиться новым стратегиям мышления, облегчающим и ускоряющим извлечение информации из памяти, тогда будет обеспечена нормальная работа последней до глубокой старости (при условии удовлетворительного общего состояния здоровья).

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КАЧЕСТВО ПАМЯТИ

С возрастом память слабеет, но эффективность ее работы неодинакова у пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородными в этом отношении являются люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испытывают много идентичных трудностей в отношении деятельности памяти. В частности, у них более короткий, по сравнению с обычным, период концентрации внимания. Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной организации мыслительного процесса. Они не умеют точно оценивать для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить. И те, и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же различие между детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят недавние события, в то время как старики — события, более удаленные во времени (поскольку новые впечатления они обрабатывают недостаточно эффективно).

Постепенное замедление метаболических процессов вызывает торможение реакций на внешние сигналы. Возникающая в результате задержка с ответом часто расстраивает людей, которые привыкли думать быстро и действовать незамедлительно. Кроме того, что процесс записи и извлечения информации занимает теперь больше времени, становится значительно труднее выбирать наиболее важный сигнал из всех поступающих извне. Именно здесь оказываются очень полезными такие качества, как трудолюбие и усидчивость. Самодисциплина, которая заставляет вас, порой вопреки всякому желанию, оставаться за рабочим столом, помогает концентрации внимания. Какие бы посторонние мысли ни отвлекали вас от работы, ваше внимание будет постоянно возвращаться к тому делу, ради которого вы сидите за столом.

Вышеупомянутым изменениям метаболизма сопутствуют изменения, происходящие на физическом уровне: жесты становятся менее четкими, внимание рассеивается. Иногда человек теряет способность ясно мыслить и недостаточно точно выполняет поручения. Возникают трудности при совмещении нескольких дел, например, читать и слушать одновременно. Человек становится более чувствительным к посторонним помехам. В такой ситуации очень важно найти подходящий темп выполнения умственной работы.

В мире мысли возможность ошибки пропорциональна скорости мышления, поэтому чем больше времени вы будете давать себе на раздумье, тем меньше совершите ошибок.

В то время как скорость мыслительных операций снижается с возрастом, способности к суждению и словарный запас сохраняются. Молодому человеку часто приходится рисовать в уме различные возможные ситуации с тем. чтобы принять какое-либо решение.

Пожилой же человек способен оценивать настоящее в контексте прошлого опыта. Зачастую такая оценка оказывается более точной и полезной для дела.

Важным фактором является доверие к своей памяти. Человек должен быть к себе добрее, прощать мелкие случаи забывчивости, но стараться избегать крупных. Докажите себе, что, жалуясь на совершенно «дырявую» память, вы сильно преувеличиваете свой дефект: составьте список дел, которые вы сделали в течение дня, и сравните его со списком дел, которые вы забыли сделать. Полученный результат поможет вам избавиться от чувства неуверенности в себе.

В целом память адаптируется к жизненным условиям и нормально функционирует до глубокой старости, но только если человек постоянно использует ее. При недостаточной мотивации она слабеет, часто переключается на работу в других сферах.

Превосходство памяти молодых людей отчасти объясняется тем, что ее возможности реализуются в более полной форме. Молодые люди — менее чувствительные к посторонним помехам и не сомневающиеся в своей памяти — способны сосредоточивать внимание на нескольких вещах одновременно, не испытывая никакого внутреннего волнения. С устранением чувства беспокойства и волнения пожилые люди могут также использовать весь потенциал своей памяти, что более чем достаточно для удовлетворения их потребностей.

Люди, удовлетворенные своей памятью, всегда за нее спокойны. Они доверяют ей и эффективно используют в разных сферах своей деятельности. Вместо того чтобы сетовать на забывчивость, они благодарят память за то, что она сохранила для них. Такие люди активны и слишком заняты, чтобы рассуждать о разных невзгодах, приходящих со старостью.

На качество работы человеческой памяти оказывают влияние многие факторы. Главные причины неудовлетворительной работы памяти имеют психологический характер (за исключением патологических случаев). Известно, что провалы в памяти у людей любого возраста возникают, когда сильное волнение лишает их возможности концентрировать внимание: боязнь сцены, экзамена, публичного выступления, нервное истощение, сильный стресс, личные проблемы. Дети из неблагополучных семей часто испытывают трудности в школе из-за неспособности сосредоточиться. Люди, страдающие от стресса и переутомления, жалуются, что забывают многие вещи. То же самое относится и к людям, «ушедшим па пенсию: замечая нарушения памяти, они впадают в отчаяние, поскольку не понимают, что с этим можно бороться.

Беспокойство и депрессия вот две основные причины плохой работы памяти в любом возрасте. Они целиком овладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на чем-либо другом. В экстремальных эмоциональных состояниях человек вообще перестает замечать внешний мир: вместо этого он замыкается в собственных переживаниях и таким образом теряет способность нормально записывать информацию.

Ум такого человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не остается места ни для чего иного, что могло бы стимулировать память. В сознании расстроенного человека мысль о постигшей его неприятности влечет за собой длинную цепь воспоминаний о прошлых бедах. Подобное болезненное состояние усугубляется навязчивыми мыслями, когда человек силится и не может вспомнить совсем не относящийся к существу дела факт. Нервное напряжение окончательно блокирует память, и человек начинает заниматься самобичеванием. Этот порочный круг можно разорвать, только переключив внимание на какой-либо другой предмет или расслабившись. Когда люди знают, что волнение тормозит функцию памяти, то у них исчезает чувство вины, возникшее в связи с этим.

Для расслабления лучше всего воспользоваться простейшими дыхательными упражнениями. Например, дышите глубоко через нос, втягивая и выпуская воздух постепенно. Мысленно представляйте себе, как мягко набегает на берег волна (вдох) и с тихим плеском откатывается назад (выдох).

Если перед вами встанет трудный вопрос и вы не сможете сразу же извлечь из памяти нужную информацию, просто проигнорируйте его, продолжая разговор на ту же тему. Таким образом вы сумеете справиться с волнением и не потеряете нити разговора. Кроме того, при этом выигрывается время, необходимое для восстановления в памяти забытого. Память редко возвращается мгновенно, и чем больше факторов затрудняют ее работу, тем больше времени требуется подсознанию для поиска нужной информации.

Забыв какое-то слово, человек начинает беспокоиться, волнуется, не понимая, что тем самым он только ухудшает свое положение. У памяти есть парадоксальная особенность: чем дольше и сильнее мы стараемся вспомнить слово, которое «вертится на языке», тем больше времени требуется нам для сознательного извлечения его из памяти. Дело в том, что при попытке ускорить процесс вспоминания мы начинаем нервничать и этим затрудняем работу мозга. Только переключив внимание на другой предмет, мы позволяем нашему подсознанию заняться поиском нужной информации с удобной для него скоростью.

Лучше спокойно отдаться течению беседы, а не соображать лихорадочно, что вы собираетесь сказать в следующую минуту. Кроме того, не преувеличивайте важность инцидентов «с провалом памяти»: на самом деле в них нет ничего страшного. Давая себе время и возможность подавить беспокойство, вы можете контролировать работу памяти в любом возрасте, особенно в процессе старения, когда у человека все чаще возникают задержки с ответом.

Конечно, при некоторых обстоятельствах только время и перемена обстановки в силах привнести в сознание человека покой, необходимый для концентрации внимания. Люди, подавленные смертью близких или потерей работы, должны относиться к нарушениям памяти спокойно и отложить борьбу с забывчивостью до тех дней, когда они смогут преодолеть временные трудности. Для угнетенного человека забывчивость обычна и неизбежна, а его способности к обучению в период депрессии невероятно низки. В первую очередь надо выйти из депрессии, устранив из сознания навязчивые мысли, парализующие умственную деятельность. Иногда подавленных горем людей на время удается отвлечь от печальных мыслей, но это вовсе не означает полного их исцеления. Желая забыть о постигшей их беде, такие люди часто с головой окунаются в какую-нибудь деятельность, однако они по-прежнему не в состоянии уделять должное внимание текущим вопросам и потому забывают о многих важных вещах. Человек, находящийся в состоянии депрессии, должен прибегать к помощи таких грубых зрительных подсказок, как записки и таймеры, и пользоваться ими безо всяких колебаний.

На работу памяти пагубное влияние оказывают все химические вещества и медицинские препараты, вызывающие состояние сонливости. Список их весьма длинен. Это — барбитураты, бензодиазепины и другие успокаивающие средства, антидепрессанты, антигистаминные препараты и многие антиэпилептики.

Одна из основных причин проблем с памятью заключается в злоупотреблении снотворными, поскольку ими пользуются чаще и регулярнее, нежели другими средствами. Снотворные вызывают сопливость и заторможенность, притупляя бдительность и внимание. Аналогичный эффект обусловливают некоторые сердечные препараты. Нарушение памяти заметно у алкоголиков любого возраста. Алкоголь снижает способность к обучению и замедляет мыслительные процессы, в результате чего запись и хранение информации осуществляется некачественно. Всего несколько глотков спиртного достаточно для того, чтобы нарушить кратковременную память. Даже умеренные дозы алкоголя пагубно отражаются па познавательных процессах мозга (абстрактное мышле1ше, обработка информации, запоминание).

Алкоголь препятствует закреплению следа памяти. Однако старая информация, записанная в трезвом состоянии, не обязательно претерпевает искажения. По этой причине в состоянии алкогольного опьянения человек способен помнить события далекого прошлого и при этом забывает то, что случилось совсем недавно.

Последствия алкогольного опьянения весьма долго сказываются на работе головного мозга.

У курильщиков ослаблена функция кратковременной памяти. У выкуривающих больше одной пачки папирос в день поражены и визуальная, и вербальная виды памяти.

Избыток кофеина в крови вызывает нервозность, возбудимость, сердцебиение, несовместимые с вниманием. В идеале, для нормального функционирования памяти мозг должен быть одновременно насторожен и расслаблен. Злоупотребление же табаком и кофе лишает человека возможности расслабиться.

Все психические расстройства, связанные с чувством беспокойства, негативно отражаются на работе памяти. Определенные нарушения психики вроде агорафобии или боязни нахождения в людных местах усугубляются с возрастом и приобретают тяжелые формы. Приступы страха заставляют организм вырабатывать большое количество химических веществ — катехоламиноц, которые провоцируют одновременно изменения психологического (паника) и физиологического (нарушение сердечной деятельности) порядка.

Отдельные гипотензивные средства способны провоцировать депрессию и, следовательно, пагубно отражаются на работе памяти. Если вам вдруг начала отказывать память, проверьте сначала, какие лекарственные препараты вы принимаете.

Существует много иных физических расстройств, которые плохо сказываются на функции памяти: повышенное артериальное давление, сахарный диабет (даже в легких формах), заболевания щитовидной железы, последствия анестезии, снижение слуха и зрения, отравление пестицидами, авитаминоз (особенно алкогольный).

Проблемы с памятью возникают при различных опухолях мозга, хотя последние провоцируют в основном эпилепсию и нарушение моторной функции организма.

Наиболее опасным заболеванием, обусловливающим полную или частичную амнезию (потерю памяти), является болезнь Альцгеймера. В мозгу больного катастрофически уменьшается количество нейромедиаторов, ответственных за работу памяти и внимания. Пораженные участки сначала локализуются в гиппокампе и в миндалевидном ядре, являющемся частью лимбической системы. Дефицит ацетилхолина в этих участках мозга ведет к роковым последствиям. Одновременно в других участках мозга уменьшается уровень биогенных аминов (в частности, норадреналина), ответственных за функцию внимания. Больной редко может вспомнить название показываемых ему предметов. Причины, вызывающие это заболевание, до сих пор еще хорошо не выяснены.

Следует четко представить себе ситуации, в которых наше внимание имеет тенденцию к падению: когда нас торопят или на нас давят обстоятельства; когда нас перебивают или возникают отвлекающие факторы; при переутомлении или под действием лекарств и алкоголя; когда мы находимся в привычной обстановке (из-за потери бдительности); когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев); когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации.

Исследования показывают, что процесс вспоминания протекает лучше, когда человек оказывается в условиях (будь то место или настроение), приближенных к тем, при которых осуществлялась запись информации.

Часто ухудшение памяти связано с уходом человека па пенсию. В особенности это относится к людям, не подготовленным к новому образу жизни. Любое снижение жизненной активности приводит к падению и умственной активности. С исчезновением мотивации, которую раньше давала работа, у человека пропадает необходимость в запоминании специфической информации, и последствия забывчивости теперь представляются не столь серьезными. Прежние жизненные цели исчезают, а новые видятся неопределенными. К этому надо прибавить фактор депрессии, обычно наступающий после ухода на пенсию (особенно у мужчин).

На состоянии памяти сказывается одиночество, особенно у пожилых людей. В то время как молодым людям удается занимать память и заставлять ее работать, старики склонны предавать ее забвению. Поскольку жизненные потребности их сокращаются, они не часто обращаются к помощи памяти. К тому же мрачные мысли идут рука об руку с одиночеством. Жизнь в одиночестве лишает нас возможности обмениваться информацией с другими людьми и вести обычные разговоры, которые, как правило, вызывают из памяти множество самых разных воспоминаний.

Память обусловлена жизненной активностью, которая в свою очередь связана с функцией общения, поэтому человек, живущий со спутником жизни, имеет больше обязанностей и целей. Интересно отметить, что практически не встречаются семьи, где бы оба супруга в равной степени страдали потерей памяти. Обязательно, если у одного имеет место «склероз памяти», то второй сравнительно неплохо все запоминает. А ведь до наступления такого состояния они прожили вместе долгую жизнь: питание, режим труда и отдыха не сильно отличались. Разным было отношение к жизни, нагрузка на мозг, а главное — ответственность перед семьей, обществом, перед самим собой.

Скорее всего малоответственное отношение к жизни формирует условия для возникновения «склероза памяти».

То, что это состояние функциональной, а не органической природы, подтверждает тот факт, что после смерти супруга, обладавшего нормальной памятью, мозг «склеротического» супруга находит в себе резервы для существенного улучшения памяти.

Как бороться с рассеянностью

Рассеянность обусловлена не плохой памятью человека, а недостатком внимания к некоторым повседневным вещам, столь необходимым в момент записи информации. Большая часть неприятных случаев с забывчивостью связана с автоматическими действиями. Например, мы бессознательно запираем дверцу автомобиля, а потом не можем вспомнить, заперли ее или нет. Или солим суп, не прерывая разговора с соседом по столу, а через несколько минут вновь хватаемся за солонку.

По своей природе внимание нестабильно, поэтому различные механизмы общественной жизни имеют цель предотвратить нежелательные последствия нашей рассеянности. Например, при заполнении квитанции сначала пишут сумму в цифрах, а затем — прописью. Подобное повторение заставляет нас сосредоточиться и избежать ошибки при написании суммы.

Борьбу с рассеянностью надо начинать с твердой решимости обращать внимание на все свои действия. Это сделать весьма просто, если человек действительно страдает от последствий своей забывчивости. Но если он не видит в своей рассеянности ничего дурного и не чувствует необходимости во внутренних переменах, тогда ему трудно заставить себя совершать усилие для усвоения новых стратегий, помогающих управлять своим вниманием. Первое необходимое условие для избавления от привычного автоматизма движений или действий — пауза. Переключите свой мозг на сознательный режим работы. Это поможет вам оглядеться по сторонам и найти зрительные подсказки. Перед тем, как направиться куда-либо, остановитесь на мгновенье и задайте себе вопросы: «Куда я иду? Что мне там нужно? С кем я должен встретиться и что передать? Что я должен взять с собой? Нужно ли по пути зайти куда-либо еще или купить что-то?»

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы успокоиться, и ответьте на поставленные вопросы. Вы очень скоро обнаружите, насколько эффективен подобный прием в борьбе с забывчивостью. Если запомнил — значит, дал себе время подумать. Помните, что спешка — главный враг в борьбе с забывчивостью и рассеянностью.

Второй принцип корректировки внимания умение сосредоточиться на данном моменте. По-научному это означает осуществить мысленный процесс, ориентированный на решение конкретной задачи, не распыляясь на другие проблемы. Овладев этим умением, вы станете гораздо более собранным.

Третий принцип — незамедлительность действия. Как только вы столкнулись с мелкой проблемой, требующей незначительного времени для ее разрешения, немедленно выполните ее либо подготовьте условия, чтобы сделать это в ближайший подходящий момент.

Например, просмотрите информацию сразу же после ее получения и примите соответствующие меры: если вы начальник, вызовите нужного подчиненного или секретаря и дайте ему необходимые поручения. Верните книгу в библиотеку, как только вы закончили работу с ней. Положите нужную вещь в портфель или у выхода из квартиры, если только вы подумали о ней или она вам попалась на глаза. После беседы, конференции сделайте записи относительно вещей, показавшихся вам наиболее значительными. Повторите про себя имена новых знакомых и вспомните характерные черты их поведения.

Помните, что внимание начинается с предупредительных мер. Не откладывайте мелкие проблемы на потом, и вы избежите многих неприятных последствий рассеянности. Иногда вам придется держать в голове какую-то мысль или идею до тех пор, пока не представится возможность записать ее на бумагу. Безо всяких колебаний прибегайте к приему простого повторения, если посторонние помехи отвлекают вас от нужной мысли. Визуализация разыскиваемого предмета поможет лучшей концентрации внимания на нем. Зрительная подсказка помогает почти всегда. При необходимости произносите нужный монолог до тех пор, пока не найдете нужную вещь.

Четвертый принцип — предвосхищение. Во время работы можно избежать отвлекающих моментов. Например, убрав со стола все предметы, не имеющие отношения к данной работе. С возрастом человек становится все более чувственным к посторонним помехам. Одной из серьезных помех является телефон. Если у вас нет автоответчика, то вы можете попросить основных абонентов давать, к примеру, шесть или семь гудков, перед тем как повесить трубку. За это время вы успеете оставить какую-нибудь подсказку, чтобы быстро вернуться к прерванному делу.

Предупредить появление «внутренних» помех значительно труднее, и избежать их не всегда удается. Например, во время разговора неожиданное соображение или эмоция сбили вас с мысли и вы забыли, о чем говорили. Прежде всего не впадайте в панику и сохраняйте самообладание. Подобный инцидент может случиться с любым человеком в любом возрасте, и ваше беспокойство только ухудшит положение. В этом случае можно уступить инициативу в разговоре другому, что даст возможность восстановить утерянную мысль. Если последняя имеет для вас ценность, она непременно возникнет вновь в контексте определенной ситуации. А если она никакой ценности не представляет, можете распрощаться с ней навсегда.

Для тех людей, кто во время выступления опасается потерять нить мысли, наиболее правильным советом будет — не отклоняться от темы выступления, хотя последнее нередко как раз оживляет выступление и развлекает слушателей. Для поддержания в аудитории интереса к вашему выступлению вовсе не обязательно излагать мысли в строгой логической последовательности. Если вам не удалось быстро найти потерянную мысль, утешьтесь тем, что слушатели, вероятно, тоже ее забыли. Поэтому ваша задача — переключить внимание аудитории па другой предмет. Хороший лектор делает это инстинктивно. Способность к импровизации нередко творит чудеса.

Предвосхищая возможные проявления рассеянности, можно избежать их. Особенно бдительными следует быть в ситуациях, заметно снижающих внимание: автоматические действия, стремление совместить несколько действий, спешка, волнение, стресс, беспокойство. Несчастные случаи с памятью аналогичны несчастным случаям на дорогах. Избежать всех неприятностей подобного рода невозможно, но в силах человека предотвратить большую их часть, развивая в себе спасительные рефлексы на основе предвосхищения, наблюдательности и сознательного избирательного внимания.

Правда, существуют ситуации, когда концентрация внимания просто невозможна. Самая ужасная из них — депрессия, при которой мрачные мысли целиком завладевают сознанием человека. Под стать ей — эмоциональный стресс, спешка, отключение от темы, посторонние помехи. Во всех этих случаях мы лишаем себя способности собраться е мыслями и продумать свои ближайшие действия.

При усталости лучше отложить на время выполнение трудных заданий и принятие серьезных решений. Если же этого сделать нельзя, то целесообразно прибегать к помощи таких подсказок, как будильник или таймер, записки, оставляемые на видных местах, напоминание ближних и др.

Эмоции в большой степени влияют на нашу память. Как позитивные, так и негативные, эмоции буквально «впечатываются» в нашу память. Они отбирают для нас наиболее важную информацию. В основном мы долго помним веши и события, которые нас глубоко тронули, потрясли, шокировали, порадовали или сильно раздосадовали.

Работа подсознательной памяти в большой степени зависит от настроения, при котором происходила запись информации. Например, знания, усвоенные в состоянии радости, легко приходят на ум, когда мы счастливы, а информация, которую мы записывали в подавленном состоянии, вспоминается в часы печали. Этим обстоятельством и объясняется порочный круг депрессии, во время которой приходят в голову только мрачные мысли. Сознательным усилием воли воссоздавая себе определенное настроение, человек способен вспомнить разнообразные события жизни, связанные с данным состоянием души.

При эмоциональном подъеме человек должен с удвоенным вниманием следить за своими обыденными действиями, особенно объективно важными. Известно, например, что в состоянии эйфории человек за рулем способен легко попасть в аварию.

Проблемы с вниманием нередко имеют корни в раннем детстве. Замечено, что недостаток внимания у детей бывает обусловлен их гиперактивностью. Во взрослом состоянии у людей, бывших в детстве гиперактивными, снижена метаболическая активность мозга и, следовательно, повышена предрасположенность к рассеянности внимания.

ПРИЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Существуют весьма эффективные приемы улучшения и развития памяти. Во всех случаях ключом к хорошей работе памяти является организованность и системность в тренировке памяти.

Многие люди обнаруживают стремительное увеличение возможностей своей памяти, когда они используют технику концентрации внимания на том, что хотят сохранить в памяти.

Находясь в ситуации, когда особенно важно что-то запомнить, сосредоточивать внимание можно с помощью так называемого «переключателя памяти». В качестве такового используют любой жест или движение, например, соединение вместе большого и указательного пальцев или поднятие вверх большого пальца. Какой бы определенный знак вы ни выбрали, он создан для напоминания о том, что сейчас нужно быть особенно внимательным и бдительным. Благодаря этому вы сможете запомнить все, что необходимо. Чтобы зафиксировать в своем сознании «переключающий знак», расслабьтесь, закройте глаза, сделайте выбранный жест и повторяйте: «Сейчас я буду бдителен и внимателен, буду все осознавать. Буду фиксировать в памяти эту информацию, чтобы вспомнить ее, когда это понадобится». Проделайте данное упражнение несколько раз в день и позже, в тот же день, практикуйтесь в использовании этого «переключающего знака» в реальных ситуациях. Найдите по крайней мере три реальных- ситуации, когда вы особенно заинтересованы запомнить что-либо, и используйте свой «переключающий знак» для повышения бдительности. Делая этот жест, повторяйте слова, помещенные выше в кавычки, для усиления концентрации внимания.

Повторяйте описанные процедуры для закрепления в памяти в течение 2-3 недель. Позже, когда эта связь закрепится, потребность в повторении всего комплекса упражнений отпадет сама по себе. Как только вы будете оказываться в ответственной ситуации, используйте только ваш «переключающий знак», и вы автоматически станете более внимательным и бдительным.

Кроме метода концентрации внимания хорошая память разовьется, если использовать технику создания ясной и отчетливой мысленной картины о человеке, месте или событии, которые вы хотите запомнить. Для реализации этой техники представляйте себя фотоаппаратом или магнитофоном, фиксирующим возможно более точную картину или запись того, что вы испытываете. Во время наблюдения или заслушивания пробуйте выразить ваши впечатления через мысленные картины.

Для развития данной способности нужна практика. Лежащий в основе этой техники принцип позволяет наблюдать или прослушивать объект, человека, событие или обстановку с целью получения мысленной картины. Затем вы отключаетесь от того, что наблюдали, и вспоминаете все. что можете. Наконец, снова повторите наблюдение или прослушивание для выяснения того, как много вы запомнили или забыли. Вначале вы можете быть поражены тем, насколько вы плохой наблюдатель или слушатель. По мере практики ваша способность запоминать будет экстраполироваться и па другие ситуации, потому что вы автоматически начнете создавать более точные мысленные картины или записи.

Идеальный способ применения этой техники — это комбинирование ее с мысленным «переключателем сознания». Используя «переключающий знак», вы сразу будете представлять себя фотоаппаратом или магнитофоном и точно запечатлите конкретную обстановку в памяти, чтобы вспомнить ее позже. Мысленный тренинг удобно применять в любом месте, где требуется ожидать, например, в очереди, на остановке, в транспорте.

После того как вы сделали все. что могли, для запечатления мысленного образа в вашей памяти, завершающий этап — сделать все. что можно, чтобы вспомнить это. Даже если вы считаете, что уже все забыли, эта техника поможет вам дать свободу подсознательным процессам, и вы сможете проникнуть во внутренние хранилища своего подсознания, чтобы восстановить ситуацию.

Что бы вы ни пытались вспомнить — имя, номер телефона, местоположение предмета, дорогу, по которой вы шли. или что-то другое, — закройте глаза и мысленно воссоздайте первоначальную ситуацию как можно реалистичнее и ярче. Если позволяет обстановка, просто-напросто повторите эту ситуацию. Последнее поможет вам восстановить в памяти забытое.

Когда вы привыкнете пользоваться этой техникой, не нужно будет даже закрывать глаза. Можно просто сосредоточиться на своем внутреннем экране и мысленно увидеть па нем нужное изображение. Однако, когда вы впервые начнете пользоваться данным методом, вам понадобится несколько ми-пут, чтобы успокоиться и представить себя в нужной обстановке, так что не рассчитывайте на то, что немедленно вспомните забытое. Но после некоторой практики этот процесс ускорится, и вы сможете моментально восстанавливать в памяти нужные фрагменты прошлого.

Ключевой момент при восстановлении в памяти какой-либо ситуации — как можно ярче представить себя в ситуации, которую вы хотите вспомнить. Обращайте внимание на обстановку, здания, людей вокруг вас в этой ситуации. Представьте, что вы режиссер фильма и что сейчас перед вами должен разыграться именно этот момент сценария.

Чтобы вспомнить забытое имя, представьте себе и подробнее восстановите первую встречу с этим человеком. Вспомните, кто еще при этом находился, обстановку. Мысленно поздоровайтесь с этим человеком, как при первой встрече, и внимательно слушайте, как он говорит вам свое имя.

Чтобы вспомнить забытый номер телефона, представьте, что человек, которому вы собираетесь звонить, сидит у телефона и ждет вашего звонка. Теперь подойдите к своему телефону и откройте записную книжку, в которой записано имя этого человека. При этом должен появиться помер телефона. Если он не до конца просматривается, начинайте набирать его начальные цифры, и номер прояснится до конца.

Чтобы обнаружить, куда вы положили предмет, вспомните, когда вы его последний раз держали в руках, что с ним делали. Мысленно представьте, как вы пользуетесь этим предметом. Когда вы закончили им пользоваться, наблюдайте, куда вы его убрали.

Чтобы вспомнить дорогу, представьте, что вы едете в машине или идете пешком, как это было в действительности. Не пытайтесь восстановить маршрут в обратном направлении, а всегда начинайте с места, откуда вы отправились. Осознайте, что вас окружает, когда вы начинаете движение. Заметьте, куда вы идете, и ищите важные дорожные указатели улиц. По прямым участкам дороги идите быстрее и внимательно смотрите по сторонам, когда поворачиваете. Продолжайте идти, пока не достигнете пункта назначения.

Чтобы вы и ваши действия оставались в памяти окружающих людей, старайтесь делать вещи, которые не приходят в голову другим. Запомните, что эмоции, юмор, остроты, метафоры — все неожиданное оставляет более яркий след у людей. Прибегая к помощи этих средств, вы будете производить в памяти других незабываемое впечатление.

Глядите в глаза новому знакомому и еще раз называйте свое имя, прощаясь с ним или вручая ему свою визитную карточку.

Контролируйте ход дел, заставляя своих начальников и подчиненных делать то же самое. Например, позвоните клиенту, ожидающему от вас информации, проверьте, отправлено ли срочное письмо, получены ли деньги по чеку и т. п.

Перепоручайте маловажные дела другим — таким образом вы разгрузите свою память и сможете как следует сосредоточиться на более важных делах. Благодарите и поощряйте коллег, не забывающих выполнять все ваши просьбы и поручения. Поступая таким образом, вы внушите сотрудникам мысль о важной роли памяти в их работе.

Выполняя все важные дела по возможности сразу же, как только они появились, вы освобождаетесь от необходимости думать о них и предупреждаете возможные случаи забывчивости.

Эффективно используя свою записную книжку, вы всегда будете иметь под рукой необходимую информацию, не перегружая понапрасну свою память.

СЕМЬ ПРИНЦИПОВ ХОРОШЕЙ РАБОТЫ ПАМЯТИ

1. Принцип паузы в повседневной жизни дает время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает возможность поспешных действий, заставляет сосредоточить внимание на нужном предмете, помогая противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам и служит необходимым условием для наблюдения. Прежде чем выйти из дома, с работы, из машины, сделайте паузу и оглянитесь по сторонам: тогда вы ничего не забудете взять с собой.

2. Принцип расслабления позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без особых усилий.

3. Принцип осознания — это ключ к избирательному вниманию и наблюдению. Без них нельзя гарантировать последующее извлечение информации. Главное — сознательно вовлекать в процесс записи информации как можно больше чувств. Задерживая мысленный взор на наиболее значимых элементах информации и различных подсказках, вы не только будете лучше запоминать людей, места, маршруты и важные дела, но и сможете лучше оценивать окружение.

4. Ассоциация образов (визуальная проработка)— это важный принцип, используемый всеми, кто помнит местонахождение различных предметов: очков — на столе, ключей — рядом с телефоном, заметок с советами огороднику — в отрывном календаре… Прибегая к образной ассоциации во многих контекстах, можно значительно расширить информацию, подлежащую извлечению из памяти.

5. Принцип личных комментариев (вербальная проработка) позволяет оставить яркий след в памяти. Делая мысленные комментарии по поводу всех интересующих событий и вещей, вы будете помнить намного больше.

6. Принцип оценки материала с помощью категорий имеет отношение к способу хранения информации. Например, любой предмет искусства можно классифицировать по нескольким основным признакам (размер, цвет, художественная ценность, продажная стоимость). Занося подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии бывает легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

7. Принцип просмотра и использования материала обеспечивает быстрое вспоминание. Периодически просматривая материал, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении информации. Гораздо легче запоминаются те вещи, к которым периодически приходится прибегать. Любые стратегии улучшения качества работы памяти одновременно являются стратегиями повышения умственного труда. Мысленно просматривая нужную информацию по нескольку раз перед важными встречами, вы сможете обсуждать интересующую вас тему без страха забыть какие-либо важные подробности.

Для лучшей концентрации внимания нужно стараться заниматься только одним делом в определенный момент времени. Постоянно акцептируйте внимание на информации, которую следует хранить в памяти, мысленно возвращайтесь к ней по нескольку раз в день.

75 ступенек на встречу мудрости

Чтобы преуспеть в жизни, каждый человек должен выработать для себя некоторую совокупность правил и принципов и стремиться придерживаться их в различных жизненных ситуациях. Естественно, что правила эти должны соответствовать нормам общечеловеческой нравственности.

Самым верным, простым, неоспоримым требованием человеческой справедливости и морали служит заповедь: «Владей собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, и из всех этих рассуждений выкристаллизовалась эта важнейшая заповедь. Она так же стара, как и сама история. Конфуций проповедовал ее в Китае двадцать четыре столетия назад. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождения Христа. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи двадцать столетий назад.

Мы все хотим одобрения со стороны тех, с кем общаемся, искреннего признания своих подлинных достоинств, хотим, чтобы наши друзья и коллеги были чистосердечны в своей оценке наших поступков и щедры на похвалу. Поэтому-то и нужно другим давать то, что мы хотели бы получить от них.

Мудрость человека состоит в том, чтобы оставаться твердым в своих решениях, не входя в столкновение с людьми; не принадлежа к толпе, жить с нею в мире и согласии; в каждой жизненной ситуации отыскивать не то, что людей разъединяет, а то, что их объединяет. Если не хочешь иметь врагов, будь строгим к самому себе и снисходительным к другим.

Если хочешь, чтобы тебя уважали, высказывай почтение к другим. Требуется заслужить репутацию человека учтивого. Учтивость — одна из важных черт культуры. Стоит она недорого, а ценится высоко: уважительного уважают другие. Преувеличенная учтивость — одни из видов обмана: превознося твои достоинства, льстивый думает о своей выгоде.

Любезность всегда действует наверняка. Она украшает нашу жизнь, с успехом выполняя роль дружбы. Грубость, напротив, вредит всему разумному и справедливому. В обхождении с окружающими нужно быть терпимым, выказывая широту своей души. Великодушный человек не бывает мелок в повседневном. Не следует вникать в пустяки, особенно неприятные. Иногда, правда, полезно подмечать и мелочи, но как бы невзначай, не нарочито.

Неожиданность часто служит залогом успеха: кто играет в открытую, рискует проиграть. Пусть не знают, чего ты хочешь, не то помешают — один противодействием, другой — угодливостью. Действовать нужно скрытно. Не объявляя своих намерений, возбудишь интерес там, где высота положения порождает всеобщее ожидание. Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбора проникать в твою душу. Огласить замысел — значит погубить его: тогда в нем заранее найдут недостатки, а если он потерпит неудачу, то окажется вдвойне злосчастным. Молчаливая сдержанность является основой благоразумия. Против сдержанности (скрытности) ополчается настырность: тебе для того и противоречат, чтобы ты проговорился, мечут тайные стрелы, чтобы и самый сдержанный не выдержал.

Свои страсти, а тем более свои слабости нужно держать в тайне. Доброе имя во многом зависит от твоего молчания. Ошибаются псе, однако ошибок своих не поверяй даже другу своему, а сам старайся о них забыть.

Всюду старайся развивать гибкость в отношениях с окружающими. Бери пример с воды: нет препятствий — она течет, возникает плотина — она останавливается, прорвется плотина — она потечет дальше. Оттого она 1гужней всего и сильней всего: реки властвуют над всеми долинами, по которым они текут.

Когда обстоятельства не благоприятствуют, не следует им сопротивляться, а предоставить себя их естественному ходу: кто идет против обстоятельств, часто делается их рабом, а кто покоряется обстоятельствам, делается их господином.

Каждый знает, что всякая привычка укрепляется тренировкой. Верно и обратное: если перестаешь делать то. к чему привык, то и сама привычка исчезает. То же самое происходит и со способностями нашей души: когда человек сердится, то он делает не одно только это зло. по вместе с тем укрепляет в себе привычку к гневу — подкладывает дрова в огонь. Наши душевные недуги, злые помыслы и желания таким путем и укрепляются. Если не хочешь приучить себя к гневу и злобе, не давай этой привычке разрастаться

Истинный борец — тот, кто борется со своими порочными привычками. От успеха этой борьбы зависят свобода, спокойствие и счастье твоей жизни. Но если будешь уступать своим порочным помыслам и уверять себя, что победишь их завтра, то этим доведешь себя до такого состояния, что в будущем перестанешь даже замечать свои ошибки, а если и заметишь, то у тебя всегда найдется готовое оправдание для всех твоих порочных поступков. Если тебе удастся уничтожить только один свой порок, то десять других пороков исчезнут сами.

Одно из главнейших правил разумного поведения — избегать обязательств. От обязательств лете уклониться, чем выйти из них с честью. Они являются соблазном для разума. Одно обязательство обычно влечет за собой другое, более тяжелое, и человек окончательно в них вязнет. Люди, горячие по нраву и даже по крови, легко берут на себя обязательства, однако тот, чей ум озарен разумом, проходит мимо искушений. Он считает большей честью не ввязываться, чем победить, и там, где один глупец уже попался, не желает становиться вторым.

Жизненным правилом должно быть — не оправдываться, пока не требуют. Даже если и потребуется, чрезмерные оправдания — это своего рода признание вины. Заранее оправдываться — обвинять себя. Преждевременно доказывая свою правоту, пробудишь дремавшую подозрительность. Безупречностью своих действий рассеешь любые подозрения.

Несогласие нередко воспринимается как оскорбление, ибо отвергает мнение других. Желание плыть против течения столь же чуждо здравому смыслу, сколь и опасно. Благоразумному человеку бывает противно как спорить, так и быть оспариваемому.

Притворное сомнение — наилучший ключик, с помощью которого любопытство раскроет все, что пожелает. Даже для ученика, жаждущего знаний, не грех возразить учителю, чтобы заставить его полнее излагать и доказывать истину. Умеренно противореча, достигнешь полноты знаний. Другой верный прием, чтобы вызвать из глубин души самые заветные тайны, — нарочитое пренебрежение в ответ на загадочно высказанное слово.

Мудрый человек ценит всех, ибо замечает в каждом хорошее и знает, как трудно достается хорошее. Неразумный же никого не ценит, ибо не видит хорошее, а замечает только плохое. Часто всю мудрость сводят к мере: нельзя слишком упорствовать ни в злом, ни в добром. Девиз благополучия — не впадать в крайности. Чрезмерное не часто приносит пользу. Когда путь неясен, следует держаться людей мудрых и осторожных: рано или поздно они найдут удачный выход.

Чем сложнее дело и чем лучше оно удалось, тем меньше следует говорить о преодоленных трудностях, чтобы казалось, что совершенство достигнуто естественно. Разумный человек виду не подаст, что сознает свои достижения, — и само его равнодушие вызывает у окружающих интерес к ним.

Пусть никто не знает пределов твоих возможностей, иначе дашь повод для разочарования. Человек осмотрительный, коль хочет, чтобы его уважали, не позволит видеть себя насквозь, нащупать свое дно — ни в познаниях, ни в действиях. Когда не знают и сомневаются, почитают больше, чем когда твои силы, хоть и большие, налицо.

Поддерживай ожидания окружающих, неустанно питай их. Не выкладывай с первого раза всю свою наличность. Важный прием игры — знать меру, когда открывать свои знания, свои силы и опережать надежды. Пусть от тебя ждут многого. Особенно важно приберегать секреты своего искусства. Так поступали великие учителя в процессе обучения своему искусству: чтобы сохранять превосходство, нужно оставаться наставниками. Мастерством делиться надо так, чтобы не иссякал источник знаний: тем сохранишь и славу, и уважение.

Ускользать — прием находчивых. Изящной шуткой они открывают себе выход из самого запутанного лабиринта, с улыбкой умеют выйти целыми и невредимыми из ожесточенного спора. Учтивым способом не отказывать прямо является перемена темы разговора. В некоторых случаях нет иного способа, чем прикинуться непонимающим.

Зависть охотно прибегает к осуждению. Самому совершенству она ставит в упрек его безупречность и. ни в чем не сыскав изъяна, осудит все. Поэтому, позволяя себе маленькие небрежности, огрехи, мы как бы бросаем быку зависти красный плащ, спасая от осуждения самые высокие свои достоинства.

Одним из средств управления людьми является искусство ведения беседы. Здесь можно многое потерять или выиграть. Опытные люди по языку узнают человека. Высшим искусством беседы с друзьями или близкими людьми служит ее полная безыскусственность: она обязана быть не стеснительной, как платье.

Официальная беседа должна быть содержательной. Благоразумие здесь важнее красноречия. Чтобы в беседе быть приятным, необходимо приноравливаться к характеру и уму собеседника, не допуская роли цензора чужих слов и выражений. В беседе с соперником нужно быть осторожным из опасения, а в беседе с другими — из приличия. Говоря о пустяках, прощупывай почву для других более важных дел. Кто в беседе легко открывается, того легко убедить и победить.

Уметь отказывать так же важно, как и уметь уступать. Здесь очень важна манера: у одних слово «пет» звучит любезней, чем у других слово «да». Подслащенный отказ легче проглотить, нежели сухое согласие. У некоторых людей па устах всегда «нет», и оно всему приносит горечь. Если отказ следует первым, то хоть потом и уступают, этот жест уже не ценится из-за прежней досады. Нельзя отказывать сразу, пусть разочарование входит по капле. Нельзя отказывать и наотрез, пусть остаются крохи надежды: они умеряют горечь отказа.

Хочешь управлять другими, умей скрывать свои чувства. На многое в делах домочадцев, друзей и особенно врагов смотри сквозь пальцы. Придирчивость всегда неприятна, а как черта характера — просто несносна. Постоянно возвращаться к чему-то неприятному — это род мании.

К каждому человеку, с которым общаешься, необходимо подбирать свою отмычку. В этом состоит искусство управления людьми. У каждого есть своя страсть, они разные, ибо различны природные склонности. Кумир одних — почести, других — корысть, а большинства —наслаждение. Важно угадать, какой у кого идол, а затем применить надлежащее средство, ключ к страстям человека. Здесь надо искать перводвигатель: он не всегда возвышенный, чаще низменный, ибо людей с пороками больше, чем порядочных. Нащупав уязвимое место, двигайся в атаку на эту страсть. Тогда победа над своевольной натурой будет обеспечена.

В общении с окружающими и сам не фамильярничай, и другим не позволяй. Панибратство губительно для превосходства, присущего человеку порядочному. Не держись пи с кем накоротке: с вышестоящим это опасно, с нижестоящим неприлично, особенно с тем, кто по глупости нахален и, не разумея, что ему оказывают милость, принимает это как должное. Чрезмерная простота в обращении отдает пошлостью. Сдержанность является признаком содержательности. Она проистекает из большого самообладания. Душа нараспашку — открытая карта.

Надо опасаться тех, кто, прикрываясь чужими интересами, добивается своего. Если у тебя нет ключа к таким умыслам, не исключено, что будешь из огня таскать блага для кого-то, обжигая себе руки.

Бойся, чтобы от тебя кто-то сильно зависел, особенно власть имущие. Люди ненавидят того, кто знает их тайны. Особенно опасна откровенность дружеская: сообщил свои тайны другому — стал его рабом. Многие жаждут вернуть себе свободу и ради этого готовы попрать все, даже справедливость. Итак, чужих тайн не выслушивай, а своих не сообщай другим.

Никогда не следует прибегать к жалобам. Это всегда приносит вред. Жалоба скорее подзадорит злые чувства, нежели возбудит сочувствие, и даже вызовет презрение. Куда дипломатичнее хвалить одних, чтобы подзадорить других, либо твердить о любезности отсутствующих, чтобы пробудить к ней присутствующих. Осмотрительный человек не станет говорить ни о своих обидах, ни об оплошности, но не забудет упомянуть о хорошем — этим он сбережет друзей и сдержит недругов.

Желательно избегать тех. в чьем присутствии проигрываешь, — то ли потому, что они слишком хороши, то ли — что слишком глупы. Чтобы преуспеть в жизни, целесообразно общаться с выдающимися, а когда преуспел — лучше со средними по способностям.

Если человек раскаивается в своих действиях, не старайся напомнить ему в этот момент о его прежних прегрешениях.

Велико воздействие общения. Благодаря ему передаются вкусы и привычки, незаметно меняется характер, даже ум. Быстрому по характеру следует дружить с медлительным: без всякого принуждения он достигнет умеренности, а умение умерять себя — важнейшее качество. Сочетание противоположностей украшает жизнь, порождает гармонию. Этому правилу желательно следовать, подбирая себе приближенных и подчиненных, тогда во взаимодействии крайностей установится разумная середина.

Лучший способ заслужить дружбу— выказывать ее самому. Всюду желательно обзаводиться приятелями, пусть не близкими, но благожелательными. Выдержав испытание, иной из них со временем станет настоящим другом.

Не всякая приязнь к человеку говорит о близости с ним. Забавное остроумие приятеля, может быть, льстит человеку, но это еще не означает доверия к его чувствам. Есть два вида дружбы: один — для наслаждения, другой — для плодотворных дел. Дружба разумных людей должна быть по возможности взаимно выгодной, поэтому общаться желательно с теми, от кого можно чему-то научиться.

Одни друзья хороши вдали, другие — вблизи. Тот, кто не очень хорош для бесед, бывает полезен в переписке. Расстояние сглаживает изъяны, невыносимые при близком общении.

Годных в добрые друзья мало, а для того, кто не умеет отбирать, еще меньше. Сохранить друзей куда труднее, чем приобрести. Если не хочешь терять своих друзей, не желай им слишком больших успехов. Излишества всегда вредны, особенно в общении с людьми. Благоразумная умеренность сохраняет дружбу и уважение.

Дружба является единственным лекарством, ограждающим от враждебности судьбы. Нужно упреждать враждебность, обращая ее в благосклонность. Большая тонкость — сделать единомышленником или просто сторонником того, кто мог бы стать твоим соперником.

Нельзя доводить дело до разрыва. От этого всегда страдает доброе имя. Когда разрыв неизбежен, он извинителен, но лучше охладить приятельские отношения, чем разжечь неприязнь. Помни, что врагом может стать любой, другом — далеко не каждый. Худшие враги бывают из твоих бывших друзей: они больнее всего бьют по твоим слабостям, только им одним известным. Поэтому благоразумие требует не открывать, не выдавать своих больных мест даже друзьям.

Одна из заповедей — не ввязываться в соперничество. Многие пребывают в почете, пока у них нет соперников. В соперничестве мало кто ведет честную борьбу. В ход идет все, вплоть до оскорблений: один другого порочит, чтобы себя упрочить. Весьма полезно обязывать своих соперников к благодарности, тогда у них не будет оставаться времени для оскорблений. Возможных обид проще избежать, нежели потом за них мстить.

Ни в дружбе, ни во вражде не надо рассчитывать на долговечность. В жизни нередко бывает так, что сегодняшние друзья завтра становятся недругами, причем злейшими. С врагами всегда дверь держи открытой для примирения.

Вызвать к себе неприязнь бывает очень просто. Надо помнить, что многие люди могут ненавидеть просто так. не ведая, за что и почему. Иные даже хвалятся тем. что они ни с кем не ладят, легко оскорбляются и оскорбляют других. Если ненависть овладевает душой, то ее нелегко бывает вытравить.

Причины нелюбви бывают разные. Часто они обусловлены определенными чертами характера. Так. обычно тщеславных людей сторонятся, насмешников страшатся, злоречивых не любят, проницательных побаиваются, а достойных оставляют в покое.

Есть люди, которые обо всем толкуют с видом преважным, всякий пустяк их тревожит, всюду мерещатся интриги да козни. Между тем людей с напускной важностью считают несведущими как раз в тех вопросах, которыми они чванятся. Когда человек акцентируется на чужих недостатках— это верный признак собственного упадка. Пятная других, многие норовят скрыть, хотя и не смыть, собственные пятна и огрехи.

Искать смысла в любой неприятности — дело неперспективное. То, что сейчас кажется важным, часто обращается в ничто после того, как от него отвернешься. Предоставлять все естественному ходу — не из худших житейских правил. Не нужно упорствовать в неразумном. Допустив промах, человек перед судом своего разума его часто осуждает, а перед окружающими продолжает оправдывать. От упорства в споре люди больше теряют, чем выигрывают. Вечные спорщики превращают приятную беседу в стычку. Они — большие враги своим близким, нежели те, кто с ними не общается.

Победив в споре, ты отстоишь не истину, а чаще всего — свою невоспитанность. Упорство должно быть чертой воли, а не суждений. Бывают, правда, исключения, когда требуется отстоять себя дважды: один раз в споре, другой раз — в деле. Выражать противоречие лучше всего в остроумной или шутливой форме.

Сродни неразумному упорству назойливость. Не будь назойлив — не хлебнешь горя. Назойливый — постоянная мишень для поношений. Как сам он втирается без стыда, так и его выпроваживают без стеснения. На то, чтобы себя показать, будь лучше скуп, чем расточителен: приходи туда, где желанен, где тебя радушно встретят. Не приходи, пока не просят, и уходи до того, как попросят.

Для одних нет ничего труднее, чем просить, для других — нет ничего легче этого. К каждому человеку для просьбы нужно найти подходящий момент. Лучший из них — доброе расположение духа. Не подходи с просьбой, если на твоих глазах только что отказали другому: выговорить слово ‘»нет» гораздо проще во второй раз.

Начинать на чужой лад, чтобы закончить на свой,—одно из правил обхождения. С людьми, у которых первое слово всегда «нет», следует, дабы они не устрашились трудностей, скрывать свою подлинную цель, особенно когда знаешь, что она им не близка.

Человек скорее сам создает, чем встречает свою судьбу. Наша судьба родом из детства: привычки, пристрастия, удачливость и невезучесть приобретаются там. Если бы мы могли быть в детстве более разумными и не приучали себя к тем поступкам, которые потом могут обращаться против нас же! Недаром одна из заповедей гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Несомненно важнее, как принимает судьбу сам человек, нежели какова она в действительности: счастливы или несчастливы не от того, что имеем, кем являемся, где живем и что делаем, а от того, что сами обо всем этом думаем.

Трудолюбие, ум, образованность и культура являются необходимыми атрибутами счастливой судьбы. Способствует ей также знание некоторых правил житейской мудрости и умение их использовать в подходящий момент.

Чтобы выполнить большое дело, надо постоянно думать о нем, и тогда вскоре вы обнаружите, что подсознательно хватаетесь за все возможности, необходимые для достижения своей цели. Все осуществляется посредством желания. Со временем паши искренние желания, как правило, получают возможность для реализации.

Не следует начинать дело с чрезмерных надежд. Надежда — мастерица подделывать истину. Когда что-либо чрезмерно восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд.

За легкое дело надо браться, как за трудное, а за трудное — как за легкое. Первое необходимо, чтобы уверенность не перешла в беспечность, второе — чтобы неуверенность не перешла в робость. За большие дела надо браться решительно, иначе, обнаружив трудности, отступишь.

Помни, что усердие позволяет совершать невозможное. Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность — без усердия. Даже на высших постах необходимо усердие: оно, как правило, свидетельствует и о даровитости.

Чванство занимаемым положением раздражает больше, чем похвальба талантами. Мнить из себя важную персону — значит возбуждать не только зависть, но и ненависть. Уважения окружающих чем больше домогаются, тем меньше достигают: силой его не возьмешь, надо заслужить.

Правило разумных — идти против правил, если иначе нельзя завершить начатое дело.

Неразумный человек никогда не сделает так, как предполагает разумный: ведь ему не понять, как надлежит поступать. Проницательный человек тоже поступит иначе, чтобы обмануть ожидания других. Поэтому каждое дело нужно анализировать с двух точек зрения, опасаясь не только того, что должно произойти, но и того, что может произойти.

Начало всякого дела часто бывает нескладно, и этот нескладный образ надолго остается в памяти того, кто был свидетелем начинания. Последнее мешает насладиться в полной мере вещью уже завершенной. По этой причине искусный мастер должен остерегаться показывать свои произведения в незавершенном виде.

Искусный расчет является залогом успеха в любом деле, но выставлять его напоказ нельзя, тем паче позволять разгадать другим. Расчет, особенно тонкий, ненавистен окружающим, поэтому его надо скрывать.

Всегда надежней перед совершением дела осмотреться, особенно когда успех дела не очевиден. Оттягивай время либо чтобы отказаться, либо чтобы утвердиться, когда на ум придут новые доводы в пользу твоего решения.

Многое в жизни зависит от разборчивости — это один из величайших даров свыше. Здесь требуются хороший вкус и верное суждение — прилежанием и даже хитроумием тут не возьмешь. Где нет отбора, там нет и совершенства. Умение отбирать, притом только лучшее, дает двойное преимущество. Многие люди большого таланта, острого ума и очень трудолюбивые теряются, как только дело доходит до отбора: того и гляди схватятся за худшее, будто нарочно ошибаясь.

Каждый человек мог бы в чем-то достигнуть больших успехов, если бы четко знал свои способности. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства.

Непринужденность — важная черта характера. Она одушевляет, дела, красит речи, вдохновляет все хорошее в человеке. Непринужденность в основном дается природой, меньше— усердием. Она дает внутреннюю свободу и придает всему завершенность, позволяет изящно выходить из любого затруднения.

О людях надо судить со сдержанностью, не ставя их слишком высоко. Близкое знакомство с человеком чаще вызывает разочарование, чем уважение. Мало кому дано выйти из пределов человеческого. У каждого есть свой изъян: у одних — в характере, у других — в способностях. Нередко за высокое занимаемое место судьба мстит ничтожеством души. Воображение наше любит забегать вперед, рисуя все в приукрашенном виде: оно схватывает не то, что есть, а то, что могло бы быть.

Надо помнить, что человек пресыщается всем, даже полным счастьем. Всегда следует чего-то ждать, па что-то надеяться, дабы не стать несчастным от пресыщения. Надежда вдохновляет, пресыщение губит. Когда кончаются желания, начинаются опасения.

Первейшим житейским правилом должно быть поддержание постоянной нужды в тебе. Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Зависимые от тебя люди нужнее благодарных. Конец нужде часто бывает концом и дружбе.

Надо избегать побед над вышестоящим. Победить их — значит вызвать неприязнь. Им угодна помощь, но не превосходство. Ваши советы или замечания должны выражаться всего лишь в форме напоминаний о том, что забыто, а не объяснений того, что им непонятно.

Правило опытных игроков—вовремя прекратить удачную игру. Везение обычно долго не продолжается. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет, как карточный домик.

Правило благоразумия — не связываться с теми, кому нечего терять. Такой человек ринется в бой без оглядки. Годами ты зарабатывал добрую славу, а потерять ее сможешь в один миг, из-за одного лишнего слова, оскорбления.

Правда опасна, поэтому она требует осторожного обращения с собой. Нужно немалое умение, чтобы не лгать, но и не говорить всей правды. Часто следует ее подсластить, ибо, когда правда открывает вам глаза, нет ничего более горького. Об одной правде нужно умолчать ради себя, о другой — ради других. Для понятливого человека достаточно и намека, чтобы приоткрыть правду. Случается, один раз солжешь ради сохранения правды — и пропало твое реноме как честного человека.

Остроумное слово, шутка в дозволенных пределах приятны. Они требуют умелого обращения с собой. Шутку в свой адрес лучше оставлять без внимания. Кто от них выходит из себя, дает повод вновь уколоть. Прежде чем затевать шутку, надо знать предел терпения того, над кем хочешь пошутить. Терпеть насмешки — вид учтивости, насмехаться над другими — вид драчливости. Совет под видом остроумного слова или шутки часто выслушивают охотнее, чем высокоученое назидание. Противоречие в форме остроумного высказывания или шутки всегда разумнее прямого упрямства.

Известно, что люди, мало интересующиеся другими людьми, испытывают самые большие трудности в жизни. Именно в их среде больше всего неудачников. Тот, кто старается лишь произвести впечатление на окружающих и заинтересовать их собой, никогда не будет иметь настоящих друзей. Только интересуясь другими людьми, можно за короткое время приобрести больше друзей, чем за долгие годы, пытаясь заинтересовать других своей особой.

Общаясь с людьми, вы должны испытывать радость, если хотите, чтобы они испытывали радость от общения с вами.

Привычка к улыбчивости — важное качество человека. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остается иной раз навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых отношениях и служит паролем для друзей.

Улыбка — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали.

Все мы знаем на собственном опыте, что выражение человеческого лица гораздо важнее одежды. Улыбающийся человек всегда выглядит гораздо симпатичнее со стороны, да и сам чувствует себя счастливым. У людей, общающихся с улыбающимся человеком, также поднимается настроение. В таком состоянии легче улаживать всякие недоразумения, жалобы, обиды. Человека с улыбкой на лице всегда принимают радушнее, поэтому перед тем, как войти в чей-либо кабинет, старайтесь подумать о чем-то приятном, вызвать у себя улыбку.

Если у человека нет склонности улыбаться, он должен заставлять себя делать это. Поступайте так, будто вы уже счастливы, и это поможет вам прийти в хорошее настроение. Многие думают, что , действие является следствием настроения. На самом деле одно неотделимо от другого: человек может научиться управлять своими внутренними ощущениями.

Искреннее и заинтересованное выслушивание собеседника — один из важных комплиментов, какие мы можем сделать кому бы то ни было. Лишь немногие люди могут устоять перед скрытой лестью восторженного внимания. Главный залог успеха деловой беседы заключается в проявлении исключительного внимания к собеседнику.

Ярый скандалист и даже самый резкий критик зачастую смягчаются или смиряются в присутствии терпеливого, сочувственного слушателя, который молчит, пока разгневанный обличитель извергает накопившийся у него в душе яд. Многим людям не удается произвести на собеседника благоприятное впечатление потому, что они не умеют внимательно слушать: они настолько озабочены тем, что собираются сказать сами, что пи к чему не прислушиваются.

Нередко начальник в минуты плохого настроения вызывает к себе на совет подчиненного, хотя ему нужен не совет, а лишь сочувственно настроенный слушатель, перед которым он мог бы излить свою душу.

Люди, которые никогда не слушают, а непрерывно говорят лишь о себе, рискуют тем, что их будут избегать, смеяться за глаза и даже презирать. Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает.

Чтобы быть интересным, надо быть заинтересованным: задавайте вопросы, на которые другому человеку будет интересно отвечать, поощряйте его к тому, чтобы он рассказывал о себе, о своих достижениях.

Самый верный путь к сердцу человека — это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Если вы кое-что знаете об увлечениях, хобби или семье вашего собеседника, незаметно начинайте деловую беседу не с основного вопроса, а с второстепенной, но значимой для собеседника темы. Это облегчит решение вашей основной задачи.

Глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является желание быть значительным. «Всегда внушать собеседнику сознание его значительности» — соблюдение этого закона принесет нам множество друзей и неизменное счастье. Его нарушение навлечет на нас многие беды.

Практически каждый человек в каком-то отношении превосходит нас, и в этом смысле у него можно поучиться, а следовательно, и подчеркнуть его значительность. Если в беседе человек подчеркивает свое превосходство в чем-либо, вы найдете верный путь к его сердцу, если ненавязчиво дадите понять, что искренне признаете ту важ1гуго роль, которую он играет в своем маленьком мире.

Обычного человека свое собственное имя интересует больше, чем все другие имена, вместе взятые. Запомнив это имя и непри-1гужденно употребляя его, вы делаете человеку тонкий и весьма эффектный комплимент. Но стоит вам забыть его имя, неправильно написать или произнести, как вы ставите себя в весьма невыгодное положение.

Большинство людей не запоминает имен по той простой причине, что не хочет тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, запечатлеть эти имена в своей памяти, оправдывая это слишком большой занятостью. В половине случаев, когда нас знакомят с людьми, через несколько минут беседы мы уже не помним их имена. Лучший способ избежать этого недостатка — употребить в разговоре несколько раз новое имя, а оставшись наедине, тут же занести его в свою записную книжку. Все это требует времени, но хорошие манеры всегда слагаются из мелких жертв.

Автор