«

»

Апр 21

Распечатать Запись

Сухарев В.А. Психология интеллекта

ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Наиболее заметно сознательные и подсознательные мотивы проявляют себя в конфликтных ситуациях. Известен мудрый психоаналитический афоризм: «Сознание размышляет, а подсознание управляет».

Уровень осознания причин конфликта зависит от интеллектуального развития, индивидуального опыта и мудрого применения продуктивных процедур предотвращения конфликтов. Сознание держит в своем распоряжении стереотипный ‘»цензурный аппарат», который работает четко и неукоснительно, подчиняясь правилам и распоряжениям сознания.

Произвольность же и рефлекторность подсознательных процессов выражается в непредсказуемости реакций и действий личности. По этой причине очень часто на поверхности сознания — «тишь да благодать», а в глубинах подсознания «бушует буря». Подсознание часто предупреждает человека на уровне интуиции: «‘Внимание! Обман! Назревает конфликт!» И если человек прислушивается к голосу интуиции, умеет воспринимать подсознательную информацию и умеет читать по невербальным (несловесным) каналам (мимике, жестам, выражению глаз) скрытую информацию, то конфликт может быть предотвращен. Сложность состоит в том, что подсознание говорит с нами, используя не открытые, а косвенные, скрытые, окольные манеры, обходные пути, причем содержание информации часто выражается в мелочах и пустяках и. на первый взгляд, в незначительных для пас проявлениях. Знание этих глубинных механизмов человеческой психики дает возможность понять топкие причины возникновения внутренних конфликтов, самых трудных и глубоких, часто хронических и неосознаваемых. Сознание, получая неприятную информацию, порождающую споры и конфликты, стремится освободиться от нее, вытесняя из своих «владений». Информации ничего не остается делать, как отправляться туда, где ее охотнее примут — в подсознание. Таким образом, в силу нашего нежелания решать неприятную проблему и даже думать о ней, мы вытесняем ее из сознательной памяти в подсознательную. Весь секрет состоит в том, что если неприятная информация, чувство обиды, неудовлетворения и сожаления находятся в сознании, то они контролируются нами. Вытесненные же в темные глубины подсознания, эти чувства уходят из-под нашего контроля и потому способны проявлять себя спонтанно, непредсказуемо и часто эмоционально-разрушительно. Вот почему, ретроспективно оценивая некоторые свои неожиданные действия и отрицательные эмоциональные реакции, проявляемые нами в процессе конфликта, мы вспоминаем горечь непредсказуемых и даже неэтичных высказываний и поток возмущения, за которые впоследствии бывает обидно и даже неудобно. Это приводит к усилению внешних и углублению внутренних конфликтов, самобичеванию.

Понимание секретов бессознательных процессов дает личности возможность контролировать ситуацию и даже управлять ею еще в сознательной фазе, не уходить от неприятной проблемы и не вытеснять ее в непредсказуемые глубины подсознания. Для этого нужно эмоционально и мысленно «прожить» конфликт, посмотреть па него со стороны, тогда многое станет более понятным и определенным. Сознательно решая возникающие конфликтные проблемы, прислушиваясь при этом к подсознательным, интуитивным подсказкам, человек обогащает свой опыт. Подобная самореализация сродни творчеству.

Поскольку подсознательная форма мыслительной деятельности значительно шире сознательной по своим функциональным возможностям, от нее в значительной мере зависят черты характера, поведение, содержание всей вашей жизни. Именно подсознание управляет психофизиологическими процессами, протекающими в организме. Чтобы достичь этого, подсознание накапливает информацию и помнит ее в течение всей жизни. В состоянии глубокого расслабления организма подсознание является наиболее податливым для восприятия новых положительных импульсов.

Рептильный отдел головного мозга является хранилищем реликтов и воспоминаний о прошлом, что обусловлено феноменом генетической памяти, передающейся людям из поколения в поколение. Эти данные, накопленные в подсознании не только за всю историю существования человечества, но и запечатленные также от животных предков человека, могут проявлять себя в критических ситуациях — в сомнамбулическом сне. при серьезных травмах головы, при угрожающих жизни опасностях. Например, в сомнамбулическом состоянии человек оказывается способным производить движения и другие действия с такой поразительной ловкостью и точностью, на которые не способен в обычном состоянии и которые никогда не совершал. В этом случае возбужденная память человека воссоздает в его мозгу такие глубинные, давно забытые инстинкты, которые были присущи нашим животным предкам —человекообразным обезьянам. В другом случае в критической ситуации человек может проявить феноменальные физические способности, например преодолеть во время бегства от опасности такую преграду, которая ему не под силу в нормальных условиях.

Известны случаи, когда после травмы головы в одних людях »просыпался» какой-то доселе неведомый им талант, и они начинали писать музыку, рисовать, а другие вдруг заговаривали на иностранном языке. Возникает вопрос, а нельзя ли узнать без тяжелых стрессов и критических ситуаций, что таит в себе наше подсознание. Это можно сделать тремя путями — с помощью психоанализа, гипноза и психического тренинга.

Гипноз в разные периоды истории, в разных культурах называли по-разному: животный магнетизм, месмеризм, гипнотизм, управляемая медитация, техника наведения транса. Легендами о чудесных исцелениях, вещих снах, боговдохновенных явлениях, сверхъестественных перевоплощениях. воскрешениях из мертвых и иных невероятных вещах заполнены проповеди и поучения пророков и чудотворцев, вероучителей и жрецов, магов и волшебников от египетских пирамид до наших дней, а ведь в основе всех этих и многих других подобных им загадочных явлений, прямо или косвенно связанных с человеческой психикой, лежит и накладывает свой отпечаток на их форму все тот же неуловимый, до конца не познанный, вездесущий, неосязаемый, манящий, то приближающийся к нам, то ускользающий гипноз.

Чаше всего гипноз используют в медицинской практике для лечения различных заболеваний. Тем не менее он успешно может применяться для активизации творческих резервов личности. Опытами известного московского гипнолога В. Райкова было установлено, что человек, которому внушен, например, образ известного художника, начинает рисовать в гипнотическом состоянии и при этом не совершает ошибок, работая быстрее, чем обычно. Другие люди после внушения перевоплощались в математиков, музыкантов. Некоторые из них могли свободно беседовать с окружающими, находясь в роли того или иного внушенного образа, спорить, приказывать и даже говорить на иностранном языке. Причем только около двадцати процентов людей при гипнозе способны раскрывать свои резервы на особом уровне. Подобные способности лучше всего проявляются у людей в возрасте от 18 до 35 лет.

Мы можем наблюдать и изучать деятельность нашего мозга по графическому изображению колебаний разности его биоэлектрических потенциалов, называемому электроэнцефалограммой (ЭЭГ). В зависимости от физического состояния и расположения духа мозг человека излучает волны различных частот — от 0 до 35 герц. Различают четыре характерных состояния головного мозга:

1. Дельта — состояние, соответствующее глубокому сну.

При этом мозг производит волны с частотой от 0 до 4 герц.

2. Тэта — состояние, соответствующее поверхностному сну. Частота колебаний воли составляет от 4 до 7 герц.

3. Альфа — состояние расслабления организма, при котором частота колебания волн составляет от 7 до 14 герц.

4. Бэта— состояние от слабого возбуждения до сильного стресса. Частота колебания волн составляет от 15 до 35 герц.

В момент засыпания может наблюдаться такая же высокая частота колебаний волн, как в бэта-состоянии, если человека обуревают мысли о стоящих перед ним проблемах, невыполненной работе или если он чувствует страх перед грядущим днем. При высокой частоте колебаний путь к подсознанию оказывается практически недоступным. Успешное воздействие на подсознание возможно при частоте колебаний не выше 14 герц, что при бодрствовании вероятнее всего достигается в альфа-состоянии. Причем это относится как к воздействию на самого себя, так и к постороннему воздействию. Следовательно, качество любой системы расслабления организма можно определить по тому, насколько быстро и надежно она позволяет человеку достичь альфа-состояния. Что же происходит в этом случае? Ум отличается бодростью и остротой восприятия, в то время как тело погружено в состояние самого глубокого покоя. Колебания разности биоэлектрических потенциалов мозга, считанные с ЭЭГ, в высшей степени упорядочены и синхронны. Правое и левое полушария головного мозга синхронны как по частотам колебаний, так и по фазам волн. Имеет место расширение потенциала мозга.

Ритмичность, синхронность и другие характеристики свидетельствуют о глубоко проникающем гармонизирующем воздействии, причем как на внутреннюю сферу мозга, так и на сферу сознательного мышления и на их взаимоотношения. Синхронные колебания волн в мозге в альфа-состоянии служат основой для упорядочивания мыслей, мысленного тренинга и формирования творческого начала.

Грани интеллекта

СПОСОБНОСТЬ МОЗГА К ОПОЗНАНИЮ ОБРАЗОВ

Единственный установленный опытом канал, по которому к человеку идут сведения об окружающем мире, — это органы чувств. А единственный способ передачи этих сведений из органов чувств в мозг — нервные импульсы. Частотная модуляция импульсов — вот способ передачи всего многообразия сведений о мире в наш мозг. Последняя основана на возможности изменять характер электрических колебаний высокой (несущей) частоты в соответствии с передаваемыми колебаниями более низкой (модулирующей) частоты. В результате таких преобразований возникает возможность передавать сигналы, речь, музыку, цветные изображения посредством колебаний высокой частоты.

Электрические импульсы идут по многочисленным проводящим путям — и от разных органов чувств, и от данного органа чувств по разным волокнам в разные участки мозга. Пространственная и временная суммация импульсов, связанная с ней мозаика возбуждения и торможения в коре головного мозга — это физиологическая основа человеческого мышления.

Одно из фундаментальных свойств мозга — способность опознавать образы. Общебиологическое значение этого свойства вполне понятно: чтобы выжить в борьбе за существование, животное должно одинаково реагировать на все объекты данного класса, независимо от их индивидуальных различий. Так, заяц обязан одинаково уметь распознавать любых волков: крупных и мелких, серых и темных. Животное реагирует не на все индивидуальные признаки объекта, а на образ, являющийся обобщенной совокупностью этих признаков.

Человек распознает конкретное слово независимо от того, написано оно или напечатано, независимо от размеров шрифта, его цвета. На слух слова распознаются независимо от громкости, высоты и тембра произносящего голоса. Физические характеристики сигналов могут варьироваться в широких пределах, нейрофизиологические процессы при этом тоже неодинаковы. Но в коре головного мозга есть механизм, который выделяет образ, лежащий за всеми этими зрительными, слуховыми и иными раздражителями. Реализуемая таким способом обработка поступающей информации есть содержательная сторона мышления.

Одни и те же физиологические процессы в головном мозгу способны передавать совершенно различное содержание. Например, в античном мире грозу объясняли гневом бога Зевса; мы же считаем ее проявлением атмосферного электричества. Между тем нет оснований считать, что физиологические процессы мозга у эллинов и у наших современников хоть чем-то отличаются. Основа этих процессов — возбуждение и торможение. Однако с помощью этих одинаковых физиологических процессов реализуются различные информационно-содержательные феномены. .

ВНИМАНИЕ — ПРООБРАЗ ЗНАНИЯ

Внимание—наиболее важная умственная привычка. Развивая силу сосредоточенного внимания, каждым человек имеет возможность достичь известной степени гениальности.

Умение человека концентрировать свое внимание оказывает большее влияние на его интеллект, чем даже способность к отвлеченным рассуждениям.

По этой причине внимание составляет едва ли не лучшую половину нашего интеллекта.

Бывает недостаточно, чтобы объект произвел впечатление на наш мозг только при помощи чувств. Для запоминания чего-либо необходимы внимание и сознательность в момент первичного впечатления.

Большая часть видимого, слышимого, чувствуемого нами скоро забывается, потому что мы относимся к этому с очень незначительной степенью внимания. Слабая память — это, по сути дела, слабое внимание.

Разум может заниматься одновременно лишь одним делом, но способен переходить от одного дела к другому с поразительной быстротой, которая заставляет предполагать, что внимание разделяется человеком между двумя и более делами.

Когда разум сосредоточен на одном деле, то он становится невосприимчивым к звукам и предметам, которые привлекли бы в другое время тотчас же наше внимание.

Так, человек, погруженный в какое-либо определенное занятие, не заметит вошедших в комнату лиц и не услышит боя находящихся рядом часов. Про Сократа говорят, что однажды, отправившись в поход с волонтерами, он остановился па дороге, погруженный в свои философские размышления. Простояв так часа четыре и разрешив интересовавший его вопрос, он обнаружил себя одиноко стоявшим посреди равнины, оставленным ушедшим вперед войском.

Если вы желаете посвятить все свое внимание какому-либо вопросу, то по возможности выбирайте время и место так, чтобы ваш ум был свободен от всех посторонних впечатлений. Если вы хотите заинтересовать своего собеседника важным делом, то выберите момент, когда он будет свободен от своих дел. В этом случае можно быть уверенным, что будете иметь внимательного слушателя.

Помните: только те люди, кто умеет сосредоточивать свое внимание, способны бросить одно занятие и тотчас же посвятить всего себя другому делу.

Запоминаются лучше те веши, впечатления от которых получены, когда ум находится в покое и не занят ничем посторонним.

Неделимое внимание дает изумительные результаты, укрепляет способности и дает им силу, которой бы они не достигли в обычных условиях. Если сосредоточить свое внимание на больной части тела, то боль усиливается. Можно усилить кровообращение в любой части тела, если сосредоточить на пей внимание.

Люди большого интеллекта отличаются развитой способностью внимания на интересующих предметах, в то время как глупые и умственно неполноценные люди лишены такого качества.

Необходимым условием знания о предмете служит умение в нужный момент вспомнить о нем. А поскольку память зависима от внимания, то можно сказать, что внимание является первичным фактором любого знания.

Каждому человеку нужно научиться делать одновременно лишь одно дело, но делать его наилучшим образом. Сосредоточивая внимание и интерес только на одном деле, мы будем работать с успехом и удовольствием. Наикратчайший путь уметь исполнять много дел — это выполнять одновременно лишь одно дело.

Человек получает наилучшие результаты, изучая какой-либо предмет, если направит свое внимание на различные подробности, не отдавая всего внимания предмету в целом.

Благодаря анализу и абстракции мы получаем наиболее полное впечатление. Изучая подробности предмета, мы лучше познаем его как целое, точно так же. как для научения делать сложный ход человек должен прежде научиться выполнять каждую составную часть этого хода.

Для тех, кто не научился сосредоточивать свое внимание на одном предмете, приобретение новых привычек и способностей покажется трудным и утомительным. Если вы будете нуждаться в сосредоточенном внимании, оно непременно появится у вас. ‘Го же самое относится и к привычкам мышления. 11ри-обретите только умственную привычку, и ей будет следовать ваш разум.

Психологи различают произвольное и непроизвольное внимание. Первое достигается безо всякого усилия воли. Оно свойственно в полном объеме всем людям и животным. Многие в своей жизни редко выходят дальше порога непроизвольного внимания.

Произвольное внимание достигается исключительно усилием воли. Неразвитые люди обладают лишь незначительным запасом волевого внимания. Степень произвольного внимания часто указывает и на уровень развития, достигнутого человеком. Развитый человек усилием воли способен направить свое внимание на предмет, вовсе для него не интересный, и держать его на нем, пока не закрепит в своей памяти нужные сведения. И точно так же он может переносить свое внимание с более интересного предмета на менее интересный одним лишь усилием воли. Интеллектуально развитый человек почти всегда находит в каждом предмете что-то интересное, что и облегчает возможность сосредоточить на нем свое внимание. Неразвитый человек, едва обладающий волевым вниманием, почти всегда бывает во власти посторонних впечатлений и подобен ребенку, смотрящему представление в цирке и забывающему своих родителей и все окружающее.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Впечатления формируются при посредстве органов чувств. От органов осязания, обоняния и вкуса впечатления непосредственно передаются в головной мозг. Через зрение и слух впечатления достигают мозга посредством световых и звуковых волн, то есть опосредованно.

Впечатления, передаваемые с помощью осязания, обоняния и вкуса, очень трудно воспроизводить в памяти. Например, в данный момент вы не можете вспомнить настоящий вкус, запах или впечатление от прикосновения, но зато легко припомните время и место вкусового, осязательного или обонятельного впечатления, благодаря чему вы и узнаете предмет, издающий запах или обладающий вкусом, встретив его повторно.

Между тем впечатления зрительные или слуховые легко припоминаются, и при помощи разумных упражнений эта легкость может быть доведена до высокой степени совершенства.

Приобретение впечатлений часто идет двумя или несколькими путями параллельно. Например, при чтении напечатанного глаза воспринимают впечатление от слов, изречений, страниц, в то время как другие части нашего разума воспринимают впечатление от мыслей и мнений автора. Если текст читается вслух, то возникают дополнительные слуховые впечатления. Окончательное впечатление формируется при сопоставлении полученной информации со сведениями и суждениями об аналогичных вещах, уже имеющихся в пашей памяти.

Некоторые получаемые нами впечатления очень ясны и сильны, другие — несколько слабее, а третьи — совсем неясны и поверхностны. Сила впечатления зависит от интереса, с которым к нему относится наш разум в момент восприятия, и от количества волевого внимания, сосредоточенного на предмете. Предмет интересный, к которому отнеслись со вниманием, оставляет более резкое впечатление. И впечатление это воспроизводится при надобности гораздо скорее.

ПЯТЬ ПРИЗНАКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Заносить в память первое впечатление следует точно.

Первичное впечатление есть то основание, на котором потаи формируются все последующие впечатления. Если оно не отчетливое, то впоследствии бывает очень трудно исправить небрежность, поскольку при этом должно быть вычеркнуто первоначальное впечатление и на его место записано новое первичное впечатление. Иначе в памяти будет полный беспорядок. По этой причине при получении первого впечатления следует сосредоточить на интересующем предмете возможно большее внимание и интерес.

Включать во впечатление сразу слишком много подробностей не следует.

Лучший способ наметить сначала главные черты предмета, затем присоединять к ним следующие, менее значимые подробности, и заканчивать сравнительно незначимыми деталями. Многие ошибаются, читая сначала наиболее сложные части руководства. Последствия бывают обыкновенно таковы, что они не знают подробностей вопроса, а имеют лишь смутное представление о нам в целом.

Часто оживляя впечатление, мы увеличиваем его интенсивность.

При использовании этого принципа впечатление не только делается интенсивнее, но и разум привыкает к вспомогательной деятельности, и через короткое время оживление впечатления делается автоматически.

В соответствии с данным принципом, если постороннее лицо видеть ежедневно в течение пяти минут на протяжении двух недель. то потам его легче узнать, чем если провести с ним только один долгий вечер.

При желании получить новое впечатление следует пользоваться всеми своими способностями, а не ограничиваться только одной из них.

Каждая способность дает нашему разуму отбельное впечатление, характеризующее предмет с разных сторон. Например, при желании зафиксировать в памяти имя или число .желательно произнести его несколько раз вслух, написать на листе бумаги и изучить при помощи зрения. Многие декламаторы утверждают, что расположение некоторых слов и фраз обычно появляется перед их мысленным взором, будто перед ними раскрыта страница, с которой они читают. Проповедники. пишущие проповеди и изучающие их по рукописи, говорят, будто видят положение каждого параграфа и каждого слова, которое они хотят произнести, каким они начертаны в рукописи. Публичные ораторы подтверждают то же самое.

Лучше стараться оживить первое впечатление от предмета, чем пытаться получить новое впечатление от него.

Это означает, например, что лучше изучить таблицу умножения и постоянно обновлять ее в памяти при надобности, чей записать ее на бумажке и иметь всегда под рукой, чтобы использовать, когда требуется перемножить пару чисел. Если мы зависим от вновь получаемого впечатления, а не от оживления старого, мы никогда не научимся ничему хорошенько и постоянно будет принуждены вновь и вновь учить свой урок.

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Очень немногие люди бывают внимательными наблюдателями. Средний человек обычно запечатлевает предметы лишь в общих чертах, помнит его общий вид, но подробности у него отсутствуют. Интересный предмет возбуждает большую долю внимания, поэтому от него остается более ясное и полное впечатление. Например, идущие вместе муж и жена при встрече с женщиной, одетой в привлекательное платье, получат совсем разную информацию. Мужу запомнится, что «на ней было что-то синее», «ее рукава почти покрывали кисти рук», «на ней была большая шляпа». Жена будет в состоянии точно определить подробности туалета: отделку, талию, фасон рукавов, юбку, материал, из которого она сшита, его качество и стоимость, шляпу и перья и иные мелкие детали. Она сможет описать своей подруге ее наряд настолько наглядно, что последняя будет в состоянии увидеть все «глазами воображения».

Подобную разницу обусловливает всего лишь тот факт, что жену интересовал туалет знакомой и она уже привыкла обращать внимание на подобные вещи. У мужа интерес к этому отсутствовал, следовательно, отсутствовало и внимание.

Интереса к чему-либо можно достигнуть практикой, усиление же внимания не заставит себя при этом ждать. Понятно, что упражнения нужны не глазу, а той части разума, которая связана со зрением. Глаз —это лишь камера, разум же — светочувствительная пластинка.

Когда вы хотите развить свою наблюдательность, то ваше желание пробуждает в вас интерес к предмету и к его деталям, и вы начинаете уделять им внимание. Но нужно иметь в виду, что, как правило, именно разум проявляет леность, и потребуется время, терпение и труд, чтобы заставить его работать как следует.

Развитие наблюдательности полностью вознаграждает человека за потраченные время и труд. Сама эта работа не утомительна и сопровождается таким видимым улучшением памяти, что человек забывает, что это серьезная работа, а не просто занимательные опыты. Воспитывая в себе наблюдательность, вы покажетесь самому себе и окружающим гораздо более значительным человеком, чем раньше. Вы как бы получите новое своеобразное воспитание.

СЕМЬ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

Поставьте перед собой какую-либо самую обыкновенную вещь, лучше яркого цвета. Посмотрите на нее внимательно некоторое время, стараясь запечатлеть ее в своей памяти. Теперь закройте глаза и постарайтесь воспроизвести мысленно все подробности этой вещи. Открыв глаза, еще раз взгляните на вещь и постарайтесь обнаружить, чего не хватает вашему мысленному образу ее. Внимательно отметьте эти упущенные подробности. снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать мысленный образ вещи. Продолжите эту работу до тех пор. пока вам не удастся составить во всех подробностях умственный образ данной вещи. Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях.

Постарайтесь нарисовать мысленно изученную вами вещь со всеми подробностями. После небольшой тренировки вы обнаружите, как два вышеописанных приема развивают наблюдательность и способность запоминать. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только один раз, а затем сделать ее набросок со всеми главными деталями. Нужно лишь позаботиться о том. чтобы почаще менять предметы наблюдения: это будет способствовать большему успеху и даст отдых уму.

Не старайтесь воспринять весь предмет с первого взгляда. Воспринимайте отдельные подробности предмета и запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям. Например, возьмите лицо. Нет ничего досаднее того, как забывать лица встречаемых нами людей, и многие обязаны своей неудачей лишь недостатку наблюдательности в этом направлении. Ошибка заключается в там, что мы пытаемся запомнить лишь в целом, но не в деталях. Начните упражняться на ваших родных и знакомых, затем переходите на посторонних, и в скором времени вы удивитесь той легкости, с которой запоминаете подробности в наружности окружающих. Вам легко будет припомнить нос у одного человека, глаза у другого, подбородоку третьего, рот у четвертого, общую форму головы у пятого, цвет волос и глаз у шестого и т. д.

Положите на стол не менее семи разнородных вещиц и накройте их платкам. Попросите участвующих в эксперименте подойти к столу, снимите платок, сосчитайте до десяти и снова закройте вещи платкам. Присутствующие должны как можно полнее описать увиденные на столе предметы. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати. Некоторые люди достигают поразительного искусства в подобных наблюдениях. Таким образом тренируются и индийские йоги. Эти упражнения настолько обостряют наблюдательность, что вы без труда будете, видеть много такого, чего другие не заметят, и тем самим получите большую подмогу в делах. Таким же путем можно наблюдать выставленные в витринах предметы и товары.

Упражняющемуся на миг показывают кость дамино и просят назвать число очков сразу же, не считая. Лотом кладут две кости и т. д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно называть количество очков на всех костях.

Многие люди схватывают содержание статьи с одного взгляда. Это особенно характерно для журналистов, рецензентов, писателей, для всех, кому по роду деятельности приходится иметь дело с печатной продукцией. Вначале это требует много времени, но затем тот же результат достигается и при быстром просмотре и оценке содержания лишь по мимолетному взгляду, потому что интересный материал узнается уже при быстром просмотре текста. Начинать нужно с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, абзацев, отрывков и т. д.

Вечерам делайте обзор ваших дневных занятий и старайтесь припоминать вещи и лица, с которыми вы сталкивались и которые видели. Вы удивитесь скромности того, что припоминали сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Ваша подсознательная область мышления поймет важность ясно замечать предметы и ставить га на должное место.

Итак, способность человека к волевому вниманию развивает в нем такое важное для интеллекта качество, как наблюдательность. В потоке внешних раздражителей обычный человек воспринимает лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся у него знаний и представлений. Остальная информация остается вне внимания и бессознательно отбрасывается.

На восприятие влияют привычные структурные «клише», установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Способность же увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, — это ценнейшее качество, свойственное лишь наблюдательной личности. Наиболее высокий уровень наблюдательности дает способность человеку не взирать безразлично на случайные явления, не считать их досадной помехой, а видеть в них ключи к разгадке тайн природы. Ведь не случайно исключения из известных правил чаще всего и приводят к новым открытиям.

WordPress: 8.79MB | MySQL:67 | 0,438sec