«

»

Апр 21

Распечатать Запись

Сухарев В.А. Психология интеллекта

Часть I

Интеллект • Интуиция Мудрость

Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих, — знание, мысль, воображение.

В. Гюго

Феномен головного мозга

ГИПОФИЗАРНАЯ И ГИПОТАЛАМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Головной мозг человека — самый совершенный орган в живой природе. Он содержит двадцать миллиардов клеток и триста миллиардов межклеточных соединений. Головной мозг управляет деятельностью всего нашего организма, это центр нервной системы, мышления, нашей воли и чувств. Масса мозга составляет около 2,2 процента от обшей массы тела. Он состоит из двух больших полушарий—левого и правого. На их поверхности находится тонкий слой серого вещества, преимущественно состоящего из нервных клеток. Это кора головного мозга. Под ней содержится белое вещество. Это подкорковые отделы мозга. Каждый участок головного мозга является ответственным за жизнедеятельность какого-либо органа или системы. Эта специализация произошла в результате долгой и сложной эволюции человеческого организма и в процессе развития способностей мозга к запоминанию, обучению, координации мыслей.

В мозге есть очень «старые, древние» участки. Те самые, которые мгновенно переключаются на борьбу или бегство, если мы находимся в состоянии стресса (при страхе, ярости, переутомлении, боли, болезни). Эти участки, расположенные в подкорковых отделах, называются рептильным мозгом. Над ним расположена группа участков мозга «среднего возраста», которые называют лимбической системой. Это своеобразная резиденция, где формируются наши чувства. Любое возбуждение органов чувств проходит через эту систему, прежде чем наше сознание вообще отметит, что мы собираемся что-то воспринять. Если человек находится в стрессовом состоянии, то эти две «старые» части мозга, сотрудничая, заботятся путем выбрасывания в кровь гормонов стресса о том, чтобы человеком овладело чувство недовольства (страх, гнев, вина, зависть, ревность).

Кора головного мозга, отвечающая за интеллектуальные и творческие процессы, носит название кортекса. Если человеческий организм переполнен гормонами стресса, то это препятствует возникновению «интеллигентных» реакций кортекса, что приводит к блокаде мышления.

Эндокринные железы являются производителями гормонов — специальных веществ. которые при попадании в кровь оказывают влияние на деятельность чувствительных к ним клеток. Благодаря гормонам состав и концентрация солей, омывающих наши клетки, вот уже многие миллионы лет остаются постоянными и практически точно соответствуют солевой среде Мирового океана в докембрийском периоде, когда в процессе эволюции создавалась структура совершенной клетки. Концентрация в крови кальция и фосфора, контролируемая паращитовидными железами, и концентрация натрия и калия, контролируемая надпочечными железами, также строго сохраняются в течение всей жизни индивидуума.

Деятельностью всех желез внутренней секреции управляет маленькая железа, называемая гипофизом. Гипофиз расположен в хорошо защищенном костными образованиями «турецком седле», в самом центре черепной полости. И хотя вес его очень мал, всего полграмма, значение этой железы для нашего организма огромно. Каждой периферийной эндокринной железе в гипофизе соответствует специальный гормон-регулятор, всего их более тридцати видов. Среди них—гормоны половых желез, щитовидной железы, роста, выделения воды из организма, контроля образования пигмента в коже, регуляции артериального давления. Весовое количество выделяемых ‘гормонов ничтожно мало. Так, за всю человеческую жизнь выделяется всего лишь четыре тысячных доли грамма гормона роста. Отсюда видно, какую огромную активность имеют гормоны.

Однако гипофиз способен получать сигналы, оповещающие о происходящих внутри нашего тела процессах, оставаясь слепым к воздействию па него внешнего мира. Внешний мир мы познаем через кожу, глаза, органы обоняния, слуха и вкуса. Органы чувств передают полученную информацию в соответствующие отделы головного мозга. Оттуда управляющий сигнал поступает в специальный орган, имя которого — гипоталамус.

Гипоталамус — это гибрид нервной и эндокринной системы. С одной стороны, это типичная нервная ткань, состоящая из нейронов. Поэтому все, что нервная система знает о внешнем или внутреннем мире организма, она легко и быстро может передать в гипоталамус. С другой стороны, гипоталамус — типичная эндокринная железа, выделяющая специальные гормоны, которые регулируют деятельность гипофиза. В некоторых случаях гипоталамус непосредственно через нервный аппарат может воздействовать на ткани тела, минуя гипофиз.

Итак, сигнал от органов чувств через центральную нервную систему поступает в гипоталамус, от него— в гипофиз, а от последнего—в рабочие органы. Благодаря своему необычному устройству гипоталамус преобразовывает быстродействующие сигналы нервной системы в медленнотекущие, но специализированные реакции эндокринной системы. После подачи сигнала на гипофиз гипоталамус освобождается от восприятия новых сигналов из внешнего и внутреннего мира, что позволяет экономить количество вырабатываемых им гормонов.

Гипоталамус во многом функционирует автоматически, без надзора со стороны центральной нервной системы, повинуясь собственному ритму и сигналам, поступающим от тела. Через гипофиз он регулирует рост тела, деятельность щитовидной железы, коры надпочечников, функцию молочной железы.

В гипоталамусе и прилегающих к нему отделах мозга находятся центр сна, а также центр, контролирующий эмоции. Здесь же размещены центры аппетита, теплорегуляции, энергетического обмена. В гипоталамусе имеются структуры, связанные с регуляцией чувств удовольствия и наслаждений, сердечной деятельности, тонуса сосудов, иммунитета к инфекциям.

Гипоталамические гормоны влияют на состояние не только тела, но и мозга, на состояние духа. Те же самые гормоны, которые контролируют секрецию молочных желез, кору надпочечников и образование жира, после биологического преобразования в мозге становятся способными воздействовать на процессы запоминания и обучения, восприятия боли, эмоциональной окраски событий.

Гипоталамические образования мозга, помимо интегративных функций в организме, являются высокоспециализированнюй детекторной системой окружающих пас магнитных полей. Имеются сведения о том, что гипоталамус более чем в сто раз чувствительнее к магнитным полям, чем все другие ткани нашего тела. Таким образом, напряженности магнитных полей, не оказывающие воздействия на периферические ткани, способны быть сильными раздражителями для гипоталамуса, вызывая нарушение его интегративных функций. К чему это может привести? Анализ энцефалограмм в психиатрических клиниках указывает на то, что признаки неполной интеграции в гипоталамических механизмах нередко сопровождаются душевными заболеваниями и страданиями, протекающими на фоне депрессии.

Естественные магнитные поля являются нормальным состоянием для живых организмов. Животное, изолированное от магнитного поля Земли, в основном погибает от опухолевых заболеваний, поскольку для большинства организмов на Земле магнитное поле служит одним из системообразующих факторов. В связи с вышесказанным следует обратить внимание на то, что естественный электромагнитный фон за последние десятилетия резко увеличился за счет электро-, теле- и радиокоммуникаций. Особенно усугубляют отрицательное воздействие искусственных электромагнитных полей на организм человека и па природу в целом высоковольтные линии электропередач. При поражении гипоталамуса развиваются расстройства почти во всех органах, часто с кровоизлияниями, наступает дистрофия мышечных волокон и другие патологические отклонения.

СЕКРЕТЫ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ

Установлено, что в функционировании правой и левой половин головного мозга существуют большие различия. Правая половина более значима для формирования чувственных образов, левая же наделена функциями, которые управляют абстрактным мышлением, планированием человеческой деятельности. Наиболее существенное различие между двумя полушариями заключается в способе обработки информации: левое полушарие занимается аналитическими процессами (разложение целого на составные части), в то время как правое отвечает за синтез (соединение разрозненных сведений в единое целое). Левое полушарие работает как цифровой компьютер, который оперирует с числовыми и буквенными знаками, правое же полушарие — как аналоговый компьютер, который оперирует аналогиями, структурными образами. Цифровая переработка информации означает линейный способ действий. Последние следуют одно за другим, как бы нанизываясь друг на друга и образуя слова. В свою очередь слова выстраиваются в ряд, образуя предложения.

Мышление левого полушария основано на наличии определенного языка. Оно систематизирован но, рационально, логично. Больше всего такое мышление подходит детям и потому оттачивается в школе: чтение, письмо, счет, анализ грамматических правил. К этому следует добавить бесконечное запоминание цифр, фактов, дат, которые весьма редко можно соединить в единое целое.

Способ работы правого полушария совсем иной: здесь схватывается вся ситуация сразу, и гораздо быстрее, чем мы можем отобразить ее словами. «Язык» правого полушария это картины, образы и структуры. Он может узнавать людей, вспоминать места, мелодии, владеет грамматическими структурами. Именно благодаря этому дети учатся правильно говорить на родном языке задолго до обучения правилам грамматики.

Способ действия правого полушария параллельный, благодаря чему одновременно может выполняться множество дел, в то время как левое полушарие позволяет или только писать, или только читать, или только считать.

В нашем организме происходит одновременно большое количество разнообразных процессов и, естественно, реагировать на них и контролировать способно только правое полушарие. Отсюда понятно, что за все ощущения ответственно правое полушарие. При этом его действия не зависят от того, успеет или не успеет левое полушарие облечь их в слова. К примеру, при поездке в автомобиле правое полушарие информирует нас о состоянии дороги (сухо, скользко), подсказывает, когда нужно тормозить или переключать передачу.

О том, что информацию, получаемую человеком от собственного тела, обрабатывает правое полушарие, свидетельствует тот факт, что поражения правого полушария чаше всего приводят к искажению нормального ощущения своего тела. В частности, это полушарие очень чутко реагирует на изменение массы тела, обусловленное действием гравитационных сил. При поражении правого полушария изменяется отношение больных к пространству и времени: последние переживаются как менее актуальные, вплоть до их полного игнорирования. При нарушении целостности правого полушария резко обедняется эмоциональная сторона жизнедеятельности. У людей же с поврежденным левым полушарием нарушается речь, страдает или вовсе отсутствует логика в суждениях.

С позиций понимания роли полушарий в познании и осмыслении мира становится понятным, почему неумеренное увлечение телевидением в ущерб чтению наносит серьезный удар становлению личности ребенка. Телевидение с его огромным потоком зрительной информации оказывает воздействие главным образом на правое полушарие. Быстрая смена изображений, невозможность вернуться назад и еще раз просмотреть недостаточно понятые кадры — эти отрицательные черты любого динамического искусства особенно явственно проявляются именно в телетрансляциях.

Осмысление увиденного— передача информации из правого полушария в левое и перекодирование ее в слова—требует времени, а главное — навыка. А его-то у ребенка и нет. Чтение же, наоборот, активно формирует способность левого полушария к абстрагированию. Это важнейшее качество «читающего» человека начисто отсутствует при рассмотрении картинок на экране. В итоге «читающий» человек трансформируется в более интеллектуальную личность, нежели тот, кто всецело отдается лишь зрительным впечатлениям без их осмысления в словах.

Разная по характеру музыка воспринимается с неодинаковым участием левого и правого полушарий головного мозга. Так, классическая музыка, особенно произведения Моцарта, Шопена, Гайдна, Вивальди и др., вызывает большую активность структур мозга в правом полушарии, отвечающем за абстрактное мышление, ассоциации. После прослушивания такой музыки человек испытывает состояние комфортности, душевного равновесия, ощущает легкость в теле, тихую грусть, щемящую радость, вдохновение к творческой деятельности. Формируются разные ассоциации, воспоминания. Становится легче фантазировать, размышлять о смысле жизни.

Ритмическая — джазовая, роковая музыка активизирует левое полушарие головного мозга. Она прежде всего вызывает желание двигаться и ни о чем не думать. Примерно у пятой части людей такая музыка обусловливает веселое или даже сверхвеселое настроение. У такого же количества людей, напротив, возникает чувство раздражения, тоски, тревоги, одиночества. У некоторых людей возникает чувство холода, и ни у кого — тепла. Формирующиеся при этом ассоциации носят в основном приземленный, бытовой характер. Как это и должно быть, при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Если воспринимаемая вами информация остается непонятой, то это часто оборачивается недоразумениями, ошибками, разбазариванием времени. Как правило, нечетко преподносимая информация является следствием того, что ее автор использовал только левую половину своего мозга.

Если вы хотите написать текст, понятный каждому, и при этом задействовать обе половины головного .мозга, то этот текст обязательно следует обогатить сравнениями и аналогиями. Только в этом случае можно надеяться, что читатель составит себе именно такое представление о предмете или явлении, которое вы вложили в свое описание.

Если вы слушаете, используя оба полушария головного мозга, то сможете туш же отреагировать на полученную от собеседника информацию, даже если она выражается с дефектами. Это покажет собеседнику, что вы стараетесь его понять и предотвратить возможные недоразумения.

Если во время беседы или публичного выступления вы будете приводить примеры и делать сравнения, ваш язык будет яснее и образнее. Чей яснее картина, которую желает воспроизвести говорящий, тем менее расплывчато он будет выражаться.

При письменном изложении текст по возможности должен содержать иллюстративные материалы.

Если вы получаете информацию и ваш собеседник забывает сообщить важные детали, вежливо задайте ему тотчас же встречные вопросы.

При ознакомлении с большим произведением сначала составьте о нем общее представление (для правого полушария), прочитав оглавление и бегло просмотрев предлагаемые материалы. Если имеются рисунки и другие изображения, то ознакомьтесь с ними до подробного чтения произведения: это напоминает полет на вертолете над «местностью», по которой потам предстоит пройти пешкам.

Если вам предстоит прочитать доклад на новую тему, которую вы должны проработать, старайтесь составить собственное предоставление о предмете вашего доклада и ищите примеры или аналогии из собственного практики.

Запомните, что изолированное заучивание отдельных слов при изучении иностранного языка это «яд «. Левое полушарие получает при этом двойную информацию, в то время как правое полушарие «сидит сложа руки «. Постоянно прорабатывайте целые (смысловые) тексты или куски текстов и. если возможно, записывайте их на магнитофонную кассету и представляйте себе в виде картин, тогда вам потребуется примерно треть того времени, что при обычной методике, чтобы успешно изучить иностранный язык.

Сильное воздействие, учитывающее специфику обоих полушарий головного мозга, способны оказывать пиктограммы небольшие упрощенные изображения предмета, которые содержат в себе только самые существенные его элементы.

Представьте себе гонщика-велосипедиста, который едет, используя только первую и вторую передачи, и при эта» удивляется. почему не выигрывает гонку. Что касается нашего мозга, то в использовании его возможностей большинство людей напоминает велогонщика: они даже не осознают, что у их мозга есть третья и четвертая скорости. Конечно, имеется определенный контингент людей, которые используют свой мозг лучше среднего уровня. И мы в таком случае, как правило, предполагаем, что их мозг лучше нашего, считая их особо одаренными.

Действительно, существуют чрезвычайно одаренные люди, однако большая часть тех, кто представляется нам одаренными, просто-напросто более оптимально используют механизмы работы своего мозга. По этому поводу нужно твердо уяснить для себя следующее: до тех пор, пока мы рассматриваем людей, рационально использующих свой мозг, как суперлюдей, то есть как исключение, мы лишаем себя шансов встать вровень с ними.

ВРЕМЯ И МОЗГ

Интересна динамика ощущения времени каждым из полушарий головного мозга. Функции прошлого времени связаны с правым полушарием, будущего — с левым. Будущее как бы ориентирует на себя цели движений, поступков, мыслей, планов, составляющих в целом наиболее активную часть человеческой деятельности. В ее обеспечении у «правшей» главную роль играет левое полушарие. В результате, пока время является будущим, оно связано с левой половиной мозга. Однако переходя в настоящее, этот отрезок времени обусловливает парную работу полушарий, формирование образов внешнего мира и самого себя. Превращаясь в прошлое, тот же отрезок времени становится ответственным за хранение накопленного чувственного опыта. Прошлое несет в себе чувственные «знания» о мире и о самом себе, полученные в разные временные отрезки существования человека. Вместе с тем это время как бы перемещается в правую половину мозга. Непрерывное перемещение будущего в настоящее, настоящего в прошлое предстает, таким образом, как движение времени человека слева направо, в том смысле, что оно «начинается» в левой и «кончается» в правой половине индивидуального пространства. Пространство и время являются поэтому непременным условием для формирования сознания и самосознания: человек осознает себя и окружающий мир только в конкретном пространстве и времени. Организация процессов чувственного познания в конкретном времени и пространстве обеспечивается специальными механизмами правого полушария головного мозга. В то же время процессы абстрактного познания и мышления свободны от рамок конкретного пространства и времени и, как правило, связаны с речью. Механизмы, предназначенные для этой цели, находятся в левом полушарии.

Таким образом, рождаясь с определенной генетической программой, человек начинает свою жизнь с обращенностью в будущее, еще не имея собственного прошлого, не имея опыта восприятия самого себя и окружающего мира. В течение жизни правое полушарие накапливает чувственный опыт, причем обремененность этой половины мозга прошлым временем все нарастает и достигает максимума к концу жизни.

ФЕНОМЕН «ЛЕВШИ»

Известно, что каждое полушарие коры головного мозга управляет движениями и воспринимает ощущения противоположной стороны тела. Так, при поражении левой стороны головного мозга парализуется правая сторона тела.

Человек является уникальным в своем роде существом на земном шаре в том отношении, что одна из его передних конечностей развита лучше другой, причем последнее каким-то образом связано с речевыми навыками. Установлено, что при поражении речевого центра возникает афазия — нарушение способности понимать смысл слов и правильно употреблять их. Почти у всех людей с преимущественным развитием правой руки речевой центр расположен в левом полушарии.

В настоящее время около пяти процентов людей являются левшами, однако такая пропорция существовала не всегда. По археологическим данным, в каменном веке половина людей были левшами, а в бронзовом веке — уже только четвертая часть. Специалисты по психоанализу предполагают, что преимущественное развитие одной руки протекает под влиянием повседневной тренировки в ранние годы жизни. В некоторых случаях это обусловлено эмоциональным негативизмом ребенка, когда он подсознательно отвергает предлагаемые вещи, например предложение родителей выполнять какую-то работу правой рукой.

У левшей принцип противоположности размещения речевого центра нарушается: у большинства из них этот центр располагается в левом полушарии, а не в правом, как можно было бы предположить. Причина такого феномена не установлена, хотя существует мнение, что у каждого левши речевой центр в момент рождения расположен в правом полушарии, однако под влиянием окружающей среды и повседневных тренировок такой же центр образуется и развивается и в левом полушарии, причем речевой центр правого полушария может или исчезнуть, или сохраниться. Наличие двух речевых центров вовсе не означает, что левша обязательно обладает более развитым интеллектом. Тем не менее известно, что после паралича он быстрее восстанавливает способность понимать смысл слов и правильно употреблять их.

Число левшей среди юношей и девушек примерно одинаково, однако лица мужского пола быстрее избавляются от этого «недостатка». Конечно, такие знаменитые левши, как художник Пикассо или теннисист Макипрой. не более неуклюжи, чем те, кто привык работать правой рукой, но тем не менее статистика показывает, что «левши» имеют намного больше шансов пострадать от несчастных случаев из-за того, что окружающий мир более приспособлен для «правшей». Среди двадцатилетних людей «левши» составляют 13% населения, в 50 лет они составляют только 5%, а в 80 лет — лишь 1%.

ДЫХАНИЕ И ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Всем известно, что без движения невозможна сама жизнь. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела. Даже при небольшой гипоксии мысль становится менее ясной, решения принимаются с большим запозданием, увеличивается число ошибочных действий, слабеет память, снижается критическая оценка действительности, хотя субъективное состояние и самочувствие кажутся хорошими. При отсутствии подачи кислорода к головному мозгу уже в течение пяти минут в нем происходят необратимые изменения.

Только правильное дыхание обеспечивает человеку физическое и психическое здоровье. Тип дыхания, частота и глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма, включая и мыслительную деятельность. По этой причине говорят, что ум — властелин чувств, а дыхание — властелин ума.

Согласно учению йогов, жизненная энергия Космоса — прана — содержит в себе -психофизическую составляющую, так называемую энергию «Кундалини», которая, попадая в организм и головной мозг во время акта дыхания, активизирует их. С помощью специальных дыхательных упражнений эффективность живительной силы энергии «Кундалини» может быть значительно усилена. Как известно, процесс естественного дыхания осуществляется через две ноздри, однако в деятельности каждой из них имеют место свои закономерности. Полагают, что вдыхаемый воздух не составляет единую струю, а как бы разделен на два потока, каждый из которых питает соответствующую половину головного мозга.

Дыхание через левую ноздрю (при выдыхании через правую ноздрю) называют лунным, дыхание же через правую ноздрю (при выдыхании через левую ноздрю) называют солнечным.

При естественном дыхании имеет место периодическая преимущественная работа левой или правой ноздри. Чередование дыхания той или иной ноздри с дыханием обеими ноздрями происходит само по себе. Однако оно зависит от фаз Луны, смены дня и ночи. Так, в первые три дня после Новолуния преобладает лунное дыхание, а в последующие три дня, наоборот, — солнечное дыхание. Далее трехдневный цикл смены типа дыхания повторяется. При восходе солнца и в полдень наблюдается усиление лунного дыхания, в то время как при заходе солнца и в полночь — усиление солнечного дыхания. В пределах одних суток чередование типов дыхания происходит приблизительно каждый час. Дыхание не надлежащей для данного момента ноздри может служить сигналом начала какого-то заболевания.

При развитии специальных дыхательных упражнений следует иметь в виду, что в ночные часы более полезным является солнечное дыхание, а в дневные часы — лунное. В целом же лунное дыхание как более созидательное предпочтительнее солнечного, особенно для легковозбудимых, нервных людей. Оно полезно (особенно днем) для усиления питания, заживления ран и ушибов, успокоения, при отравлениях, воспалениях, лихорадке, раздражении и гневе, в начальной фазе какого-либо дела. Солнечное дыхание в целом вредно: оно возбуждает и чрезвычайно усиливает обменные процессы в организме. Оно полезно (особенно ночью) для вялых субъектов при ожирении, при холоде, при лени, апатии, когда нужно напряжение сил, быстрое и скоропреходящее действие, разрушение, при окончании дела. В течение первых полутора часов после еды более полезно солнечное, а в течение последующих полутора часов — лунное дыхание. При заболевании нужно прежде всего перевести дыхание на левую сторону.

Поскольку левое полушарие головного мозга ведает логическими, дискретно-числовыми, словесными, последовательными процессами, а правое — образными, интуитивными, пространственными, непрерывными, бессловесными, а наша повседневная жизнь больше связана с языком, речью, анализом, то левое полушарие получает гораздо больше стимулов для своего развития, нежели правое. В результате у большинства людей, которые не занимаются серьезной интеллектуальной деятельностью, правое полушарие оказывается значительно менее развитым, чем левое. Нарушается внутренняя гармония: человек развивается односторонне. Поскольку дыхание через левую ноздрю способствует охлаждению мозга, а через правую — его разогреванию, то с помощью регуляции дыхания через определенную ноздрю повышаются потенциальные возможности в гармонизации деятельности этого органа.

Рассмотрим вопрос практической организации одностороннего дыхания. Если вы, к примеру, лежите на кровати на правом боку, то правая ноздря полностью или частично перекрыта за счет сжатия ее подушкой. Из-за прижатия правой половины тела к матрацу правое легкое не имеет возможности полноценно дышать вследствие ограничений в расширении правой половины грудной клетки. Таким образом, в положении лежа на правом боку естественно реализуется левостороннее дыхание. Аналогичным образом, при положении лежа на левом боку реализуется правостороннее дыхание.

В положении сидя или стоя организовать одностороннее дыхание несколько сложнее. Можно заткнуть ватой ноздрю, которая не должна дышать, а под неработающую половину тела подложить подушку или иную вещь, прижав ее соответствующей рукой. По этой же руке нетрудно судить об отсутствии чувства дыхательного напряжения в неработающем боку.

Если хотя бы в течение десяти суток вам удастся поддерживать одностороннее дыхание, причем ночью правой ноздрей, а днем левой, то ваш организм приобретет железную крепость и здоровье.

Одним из наиболее сильных оздоровительных дыхательных упражнений, в частности гармонизирующих деятельность обеих частей головного мозга, считается попеременное дыхание одной ноздрей. Сядьте прямо, не напрягая мускулов. Выдохнув воздух и перекрыв большим пальцем правой руки правую ноздрю, медленно вдыхают воздух левой ноздрей. При этом стараются, чтобы правое легкое не работало. Перекрыв мизинцем (или иным пальцем) правой руки левую ноздрю, не открывая правой ноздри, удерживают воздух в легких. После этого открывают правую ноздрю, оставляя перекрытой левую, и медленно выпускают воздух через правую ноздрю, подтягивая диафрагму максимально вверх. Теперь повторяют все упражнение в обратной последовательности, то есть вдыхая правой ноздрей и выдыхая левой. Это упражнение можно выполнять и с задержкой дыхания при пустых легких.

При вдыхании левой ноздрей чувство дыхательного напряжения и внимание должны опускаться из левого легкого вдоль левой стороны позвоночного столба к его концу. Соответствующим образом поступают и при дыхании правой ноздрей. Упражнение выполняют утром в течение 20-30 минут или дважды в день по 10-15 минут.

При высоком ритме выполнения этого упражнения (до 10 раз в минуту) человек возбуждается, при низком, наоборот, отдыхает и расслабляется. При частоте ритма дыхания до восьми раз в минуту более эффективно начинает работать гипофиз. При дыхании же до четырех раз в минуту начинает полноценнее функционировать эпифиз (шишковидная железа). Ввиду того, что эпифиз управляет в организме сменой дня и ночи, он синхронизирует циркулирование энергии «Кундали-1ш» по каналам акупунктурной системы. А это чрезвычайно важно с точки зрения нормального функционирования всех внутренних органов человека.

ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЯ НАШЕГО ТЕЛА ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ И ИНТЕЛЛЕКТ

Мимика человека, его жесты и движения тела находятся в тесном взаимодействии с психикой. Картина нашего собственного тела строится в сознании на несколько иной основе, нежели картина окружающего мира. Главные каналы информации — зрение и слух — играют в ее конструкции незначительную роль. Свой голос человек слышит иным, чем слышат его другие люди, и даже свое лицо в зеркале видит не таким, каким видят его посторонние, поскольку смотрящийся в зеркало невольно изменяет выражение своего лица.

Влияние тела на психику осуществляется непрерывно и многообразно. Для нормального протекания психических процессов первостепенное значение имеет физическая активность человека, в особенности работа его опорно-двигательного аппарата. Дело в том, что в скелетной мускулатуре находятся специальные нервные клетки—проприорецепторы, которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в головной мозг стимулирующие импульсы. Следовательно, многие функции центральной нервной системы обусловлены активностью мышц. С одной стороны, импульсы, идущие от проприорецепторов, сигнализируют в мозг о совершаемых движениях, а с другой — проприорецепторы повышают общий тонус коры головного мозга, благодаря чему нарастает его общая функциональная способность. Не случайно многим людям лучше думается при ходьбе, нежели в лежачем или сидячем положении; ораторы склонны сопровождать свою речь активной жестикуляцией, а актеры предпочитают разучивать свою роль во время прогулок.

Благодаря высокоразвитым функциям мозга человек приобрел свойство восстанавливать свою работоспособность во время физической или умственной активности. Так, например, работоспособность уставшей руки восстанавливается быстрее, если во время отведенного для нее отдыха будет работать другая рука.

Состояние мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, манеры движений, особенно ходьба, тесно связаны с особенностями реагирования человека. Поэтому мы безошибочно распознаем походку пожилого или сильно утомленного человека и можем по характеру движений определить человека, охваченного горем или переживающего сильную радость. По манере ходьбы — давлению подошвы на поверхность, времени соприкосновения подошвы и поверхности, положению центра тяжести тела, симметрии шагов, их длине, ширине и скорости — можно ставить диагноз некоторых нервных болезней. Так, недостаток циркуляции крови в головном мозге приводит к уменьшению длины шагов и общей неустойчивости походки.

Психические и физиологические функции организма в известной мере обусловлены даже статической позой тела. Установлено, что галлюцинации, возникающие у человека, искусственно лишаемого зрительных, слуховых, тактильных ощущений или сна, развиваются быстрее, когда испытуемые находятся в положении лежа, и медленнее — в положении сидя. Это означает, что даже небольшое мышечное напряжение, имеющее место в положении сидя, тонизирует кору головного мозга и тем самым повышает порог наступления галлюцинаций. Аналогичная зависимость наблюдается между положением -тела и мыслительными способностями: последние понижаются в положении лежа. Следовательно, трудные задачи нецелесообразно пытаться решать в лежачем положении.

Формирование характера человека и его интеллекта существенно зависит от того, как рано в младенческом возрасте им была выработана способность ориентироваться в окружающем мире, используя для этого постоянно действующую на тело силу тяжести. В самом раннем возрасте ориентирование ребенка в пространстве может осуществляться двояко. Во-первых, путем зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов, исходя из того, как меняется их вид и размеры при передвижении ребенка. Второй тип ориентации в пространстве связан с более тонким и полноценным использованием нервной импульсации, поступающей из гравиорецепторов — органов, автоматически оценивающих и поддерживающих равновесие тела. Замечено, что ребенок, пользующийся вторым типом пространственной ориентации, проявляет большую активность и самостоятельность. С годами это распространяется на развитие чувственной сферы человека, на совершенствование двигательных реакций, что в конечном итоге положительно сказывается на его интеллекте.

Вытекающие из сказанного практические выводы сводятся к важному требованию, которое следует выполнять при обучении ребенка двигательной активности, — предоставлять ему для движений побольше пространства, не загроможденного предметами, и не стремиться облегчать каждый шаг, применяя для этого «ходунки» и другие хитроумные приспособления.

WordPress: 8.85MB | MySQL:67 | 0,447sec