20.04.24

Александр Птушко тем временем переключился на игровое кино. К сожалению, после его ухода кукольная студия распалась и возродилась на базе «Союзмультфильма» лишь в середине 1950—х годов.
Во время войны Птушко работал на Центральной объединённой киностудии в Алма—Ате, руководил трюковыми и комбинированными съемками ряда картин. С его участием создавались батальные сцены фильмов «Зоя», «Секретарь райкома», «Небо Москвы», «Парень из нашего города». В эвакуации, где прокормить семью одним лишь руководством комбинированными съемками было невозможно, Птушко занялся пошивом обуви. К крашеным замшевым ремешкам на деревянной подошве он надевал лейбл «Eldorado&K°». Башмаки пользовались успехом, а в брошках из перламутра «от Птушко» ходила вся женская киноэлита в тыловой Алма—Ате.
Сразу после победы Александр Птушко решил заняться созданием сказок, наряду с другим, не менее выдающимся режиссером — Александром Роу. Однако в фильмах Роу на первом месте стояло неторопливое повествование о победе добра над злом, а Птушко оттачивал новые приемы, и снова реализовывал смелые идеи в области комбинированных съемок и спецэффектов.
За фильм—сказку «Каменный цветок» он получил Государственную премию и приз за цвет на I Международном кинофестивале в Каннах. Следующий фильм Птушко — «Садко» — завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира полувековой истории кино.

 

Вышедший в 1956 году первый отечественный широкоэкранный фильм со стереозвуком «Илья Муромец» был внесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку, в которой участвовало более 104 тысяч статистов одновременно.

Дочь Александра Птушко Наталья Птушко, так же ставшая режиссером — рассказывала: «На съемочной площадке папа был чутким, внимательным, но очень жестким и требовательным. Мне доставалось от него больше других. С ним я прошла хорошую школу: чтобы все было готово к работе, все было на своем месте, и если что — с меня первой спрос. Его очень любили все вокруг, вплоть до рабочих. Александр Лукич мог лично принять участие в сооружении декораций, показать, как лучше забить гвоздь. Он был единственным режиссером, которого называли «мастер — золотые руки». Действительно, он умел все. Во время войны научился шить обувь. Мастерил из дерева босоножки, сверху покрывал их кожей или замшей, и в эвакуации весь наш «лауреатник» ходил в этих модных обувках. Затем стал вышивать знамена, и в тяжелые времена это спасало семью в материальном плане. Он создавал чудесные эскизы для Большого театра. Уникальный был человек, при этом очень общительный и веселый».
Фильмы Птушко попали в прокат в США. Американский продюсер Роджер Корман увидел картины советского режиссера еще в конце 1950—х и начале 1960—х годов и приобрел права на показ фильмов. После небольшой монтажной доработки фильмы «Садко» и «Илья Муромец» были показаны американским зрителям. Правда, американцы познакомились с историей Садко после перемонтажа, сделанного Фрэнсисом Фордм Копполой и под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а о подвигах Ильи Муромца узнали из фильма «Камень и дракон». По мнению Роджера Кормана, эти поправки были необходимы, так как имена былинных богатырей, известные каждому русскому, ничего не говорили американцам.
Леван Шенгелия рассказывал: «Я стал свидетелем его разговора с американскими прокатчиками, купившими «Илью Муромца». Они несколько сократили картину, убрали некоторые затяжные вещи, с которыми сам Птушко не мог расстаться. И Александр Лукич был в восторге от их редакции, он благодарил за талантливый монтаж его собственной картины. Такое в мире кино встретить невозможно».
Спецэффекты, разработанные Птушко для фильма «Илья Муромец» позже позаимствовали американские режиссеры Стэнли Кубрик для съемок «Космической одиссеи», Терри Гиллиам в «Приключения барона Мюнхгаузена» и многие другие режиссеры.
Позже Александр Птушко снял комедию «Сказка о потерянном времени».

 

Автор