28.03.24

 

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка выдающегося художника Николая Рериха. Экспозиция ярко демонстрирует основные черты его творчества: яркую декоративность, обобщенный и мифологизированный взгляд на историю и природу, а также выраженный интернационализм.

 

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Николая Рериха. Фото: «Интерпресс»

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Николая Рериха. Фото: «Интерпресс»

На выставке в корпусе Бенуа посетители увидят работы раннего, так называемого «русского периода» творчества Рериха, а также полотна и этюды индийского периода жизни, переданные Русскому музею в 1960 году старшим сыном художника, ученым-востоковедом Юрием Рерихом. В частности, это «Скалы Лахула. (Знаки Гесэра)», «Нанда -Деви», «Тибет. Монастырь», «Слава Гималаев», «Сокровища снегов», «Ступа. Ладак» и другие. Всего на выставке представлено около 300 произведений живописи и графики, в том числе из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф», Музея-квартиры Бродского и частных собраний Петербурга. Отмечается, что выставка превзошла по своему масштабу экспозицию 1974 года, посвященную 100-летию художника.

Генеральным спонсором нынешней выставки стал банк ВТБ, который поддерживает проекты Русского музея уже более 10 лет. «Художественное наследие Николая Рериха – человека с интереснейшей биографией, автора множества разнообразнейших картин, занимающего исключительное место среди деятелей русской и мировой культуры, — грандиозно. Банк ВТБ с большим удовольствием поддерживает масштабную экспозицию работ этого выдающегося художника в Русском музее, которая, мы уверены, не оставит равнодушными ни профессионалов-искусствоведов, ни ценителей изобразительного искусства из числа петербуржцев или гостей Северной столицы», — считает заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра ВТБ — старший вице-президент Юрий Левченко.

Публика впервые сможет увидеть множество этюдов Рериха позднего периода его творчества. Обычно они хранятся в запасниках Русского музея. Каждый из этюдов по уровню художественного исполнения является практически полноценной картиной небольшого формата. Организаторы выставки провели огромную работу, собирая их на стенах выставочных залов в виде мозаичных панно. Учитывая «свечение» картин Рериха, такие конгломераты изображений создают эффект витражного окна, отмечают создатели экспозиции.

Особое внимание уделяется серии полотен «Богатырский фриз». Ранее они редко экспонировались из-за больших размеров. Серия была создана Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Серия состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра, а также 12 полотен меньшего размера. Четыре части этой работы находятся в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Панели оконных проемов с растительными и архитектурными мотивами широкая публика так же увидит в первый раз.

Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе, отмечает важнейшие черты живописи Рериха, в частности, его особый интерес к археологии и древней истории. «Особенно Рерих интересовался такими темами как переселение народов. Но нужно помнить, что это не история как таковая, а, скорее его, размышления над ней. Для него вообще характерны широкие обобщения, мифологизация прошлого и природы», — отмечает она.

Степень обобщенности картин такова, что порой невозможно понять, какая местность и эпоха на них изображены. Так, Петрова обращает особое внимание на картину Рериха 1940 года «Полунощное». «Степень обобщения здесь такова, что трудно понять, что именно изображено — Индия или русский Север», – отмечает она. На полотне мы видим скалы, поверхность воды, ладьи и ослепительно яркую корону света. Разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, напоминая северное сияние.

На выставке также представлены картины, давно знакомые публике, — в частности, «Заморские гости», а также работы Рериха, легшие в основу художественного оформления «Весны священной» — одного из величайших балетов всех времен.

Важно помнить то, что Рерих – не только живописец, но и влиятельный борец за сохранность памятников культуры. Именно он был главным инициатором подписания знаменитого Пакта Рериха — договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Пакт является первым международным документом, который полностью посвящён защите культурных ценностей и который не содержит оговорки о военной необходимости. Рерих подчеркивал, что памятники культуры не национальны, а интернациональны, и их защита – дело всего человечества. Увы, положения пакта все еще весьма актуальны. «Все мы видим, что памятники культуры во многих странах продолжают уничтожаться, особенно в военное время. В частности, в связи с событиями последних лет такая угроза нависла над многими объектами культуры в Египте», — отмечает Евгения Петрова.

Выставка продлится до июня 2014 г.

Тимофей Тумашевич

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Николая Рериха. Фото: «Интерпресс»

Автор