x x x
В середине II тысячелетия до н. э. в Восточной Европе произошло сильное
похолодание, продолжавшееся до X века до н. э. Из-за конденсации влаги в
ледниках опустилось дно мирового океана и Черного моря. В Северном
Причерноморье понизилась увлажненность и установился сухой и холодный
климат. Ухудшение природных условий в причерноморских и прикаспийских степях
привело к тому, что к X веку до н. э. там почти исчезло местное население. В
этот период климат улучшается и стабилизируется, влажность увеличивается,
создаются благоприятные условия для освоения степей. В XV— XII веках до н.
э. в Северном Причерноморье жили племена сабатиновской археологической
культуры, в XII— IX веках сменившихся племенами родственной белозерской
культуры. В IX веке до н. э. в Северном Причерноморье появляются
кочевники, архе.»югическая культура которых известна по курганным
могильникам, называемых некоторыми исследователями «киммерийскими «.
Киммерийцы — по гречески «kimmerioi» — полуоседлые и кочевые
скотоводческие племена, появившиеся в Северном Причерноморье в IX— X веке
до н. э. Этническое происхождение киммерийцев, возможно индоевропейское или
иранское, достоверно не установлено. Античные источники датируют их
появление на исторической арене VIII веком до н. э.
Со своей родины — Нижнего Поволжья в начале I тысячелетия до н. э.
киммерийцы через Урал прошли в Северное Причерноморье и захватили Крым,
очевидно отбросив в горы и на южное побережье племена тавров — коренное
население Крыма. Войско киммерийцев, очевидно, представляло из себя отряды
легкой конницы и состояло из всех боеспособных мужчин племени. Воины были
вооружены луками, мечами, кинжалами и копьями. В Клазоменах, греческом
городе на западном побережье Малой Азии, сохранился рисунок на capкофаге VI
века до н. э., изображающий киммерийских всадников. Лошадь была приручена
человеком в середине IV тысячелетия до н. э. и до II тысячелетия
использовалась, в основном, в упряжной езде, перевозя колесницы. Верхом
ездили только пастухи-табунщики. В начале I тысячелетия до н. э. в степях
Северного Причерноморья получила большое распространение и верховая езда,
была создана военная конница. При раскопках найдены металлические удила,
относящиеся к этому периоду, а создание конного войска было возможно только
при наличии у лошадей такой узды. Ранее использовались узды с мягкими
удилами и костяными псалиями. В начале I тысячелетия до н. э. в степи
произошел переход от оседлого к кочевому скотоводству. Скот съедал траву,
нужны были новые пастбища, а охранять громадные табуны на колесницах при
переходах было невозможно. Конные отряды были военной силой, отличавшейся
простотой снаряжения и быстротой перемещения. Возможно, первыми сели на
коней киммерийские племена.
Киммерийцы расселились на всем северном побережье Черного моря от
Днестра до Керченского пролива, Тамани и Северного Кавказа, заняв часть
степного Крыма и Керченский полуостров и разделившись на днестровских,
приазовских, таманских, крымских и керченских — наиболее сильных.
Киммерийцы первыми в больших объемах организовали изготовление железа и
создали совершенное в то время железное оружие со стальным лезвием — мечи и
кинжалы с бронзовыми рукоятками. Киммерийские племена, очевидно, состояли из
двух этнических групп. В Северном Причерноморье существуют два основных
археологических вида киммерийских памятников — черногоровская группа,
датируемая IX — VIII веками до н. э., и новочеркасская группа VIII — VII
века до н. э. В настоящее время в восточном Крыму известно около десяти
погребений VIII — начала VII века до н. э. Основные археологические
памятники киммерийцев на Крымском полуострове находятся на юго-востоке и
юге Крыма — могильники у Керчи, Зеленого Яра, у современных сел Лугового,
Фронтового, Марьина, в урочище Уч-Баш близ Инкер-мана. В погребении у села
Целинного в Северном Присива-шье найдены бронзовые подвески, обложенные
золотым листом, обломок железного кинжала, оселок и сосуд. В кургане также
обнаружена каменная стела с изображением воина в
портупейном поясе с прикрепленными к нему луком, гори-том — футляром
для стрел и кинжалом с кольцевидным на-вершием. В погребении у села Зольного
вблизи Симферополя найдены железный меч, бронзовые, железные и костяные
наконечники для стрел, остатки бронзовых лошадиных удил с кольчатыми концами
и трехпетельчатыми псалиями, глиняный плоскодонный сосуд и каменный оселок.
У села Серге-евка на берегу Сивашского пролива вероятно существовала
сезонная стоянка киммерийцев — так называемый «зимник». При археологических
раскопках там найдены бронзовые удила с кольчатыми окончаниями, являющиеся
одним из основных предметов, раскапываемых в киммерийских памятниках. В
других курганах, принадлежавшим киммерийцам, обнаружены бронзовые и медные
мечи, кинжалы, ножи, копья и серпы, металлическая и глиняная посуда,
украшения. Археологические данные свидетельствуют о значительной схожести
сабатиновской, белозерской и кочевнической культур. В настоящее время
раскопано более тысячи памятников сабатиновской и белозерской
археологических культур, местонахождение которых совпадает с границами
страны Ким-мерии, расположенной, по словам Геродота, между устьем Дуная и
северо-западным Приазовьем, включая и Крымский полуостров. Для этих
археологических культур характерно массовое глинобитное и каменное
строительство с планировкой поселений, большое количество бронзолитейных
мастерских. Население занималось земледелием и скотоводством, были развиты
ремесла по обработке кожи и кости. Местные племена сабатиновской и
белозерской культур ходило в военные походы. В восточном Средиземноморье, в
микенских городах и Малой Азии найдены керамика и оружие
северопричерноморского происхождения. Кочевники-киммерийцы значительно
ускорили переход местных племен Северного Причерноморья от оседлого к
кочевому образу жизни.
Возможно также, что основное ядро киммерийских племен было не в
Северном Причерноморье, а на Иранском плато. Существует точка зрения, что
киммерийцы вообще никогда не были в Северном Причерноморье и как этнос
никогда не существовали, а термин «киммерийцы» означает «подвижной конный
отряд» кочевников. Многие исследователи считают, что киммерийцы и скифы
являлись родственными восточно-иранскими племенами, прогнанными другими
кочевниками из Средней Азии и севера Персидского залива и ушедшими на
Иранское нагорье, где в I тысячелетии до н. э. античными источниками
зафиксированы крупные передвижения ираноязычных племен. Киммерийцы, как
передовые отряды скифов, прошли в Малую Азию не из Северного
Причерноморья, а с Иранского нагорья. Археологические памятники X— IX
века в Северном Причерноморье достаточно сложно связать с историческими
киммерийцами, так как все античные источники, в частности Геродот, о
пребывании там киммерийцев говорят как о легенде. Киммерийская
археологическая культура почти идентична скифской, и достаточно сложно
доказательно установить, какие исторические памятники принадлежат
киммерийцам, а какие — скифам. В географических названиях Крыма до нашего
времени сохранились местные топонимы: Боспор Киммерийский, Керченский
пролив, Киммерийские переправы, Киммерийские стены, гора Киммерий, древние
города Киммерик и Киммерий, а восточный Крым называли «страной Киммерией».
Однако все эти названия появились в греческих античных источниках, а
греческие авторы часто путали названия кочевых скотоводческих племен,
называя киммерийцев скифами и наоборот. Киммерийские географические имена
могли быть переняты античными греками у скифов. Скифы, прошедшие на
Крымский полуостров с востока через Северный Кавказ по давно известной
дороге через Керченский пролив, назвали его по имени тех племен, от которых
они узнали о его существовании. Скифы могли связать с киммерийцами и
завоеванную ими страну — Крымский полуостров, назвав его «Киммери-ей», и
остатки сооружений, переправы и города, к которым сами киммерийцы могли и не
иметь отношения. Греков, пришедших на Крымский полуостров, мало
интересовала его степная часть и они переняли скифские «киммерийские»
названия только в той части Крымского полуострова, где возникали их
колонии и пересекались пути греков и кочевников. Местное население также
называло Керченский пролив «рыбным путем» — «Pantikapa». Греки, для
которых киммерийцы жили на севере, могли назвать пролив Боспором
Киммерийским, то есть «северным», в отличие от существовавшего Фракийского
Боспора. Страбон писал: «Некогда киммерийцы обладали могуществом на Боспоре,
почему он и получил название Киммерийского Боспора. Киммерийцы — это
племя, которое тревожило своими набегами жителей внутренней части страны на
правой стороне Понта вплоть до Ионии. Однако скифы вытеснили их из этой
области, а последних — греки, которые основали Пантикапей и прочие города
на Боспоре… Киммерийцы, которых называют трерами (или какое-то племя
киммерийцев), часто вторгаются в страны, расположенные на правой стороне
Понта, и в прилегающие к ним области, нападая иногда на Пафлагонию, иногда
даже на Фригию. Лигда-мид (царь киммерийцев — А. А.) дошел во главе своих
воинов до Лидии и Ионии и взял Сарды, но погиб в Киликии. Такие вторжения
часто совершали киммерийцы и треры. Как говорят, треры… были в конце
концов изгнаны Мадаем, царем скифов». Киммерийцы совершали походы вглубь
европейских земель, по Висле или Одеру доходили за янтарем до Балтийского
моря. Киммерийские племена часто делали набеги на южное черноморское
побережье, на Каппадокию, Пафлагонию и Фригию. Ассирийские источники V века
до н. э. — клинописи, называющие киммерийцев гимирами, говорят о том, что
киммерийские войска в двадцатых годах VIII века до н. э. появились на
северо-западной границе закавказского царства Урарту и разгромили войско
урартского царя Русу I.
Впоследствии киммерийцами совершались походы в Малую Азию, на Лидию.
Они часто совершали набеги через пролив Геллеспонт, отделяющий Европу от
Азии, на малоазиатские земли, в Северную Африку, в Египет, доходили до
Палестины. В 679 году до н. э. киммерийцы во главе с Теушпой вторглись в
Ассирию, но были разбиты. Ассирийские источники говорят о присутствии
киммерийцев в Прикаспии и Прикавказье, греческие — о киммерийцах на
северо-востоке и северо-западе Малой Азии — в Пафлагонии, Вифинии и Троаде.
В соответствии с их сведениями в Передней и Малой Азии постоянно
перемещались большие племена кочевников — киммерийцев и скифов,
занимавшихся грабежом местного населения и участвующих в качестве наемников
в военных действиях государств этого региона то на одной, то на другой
стороне.
В 672 году до н. э. объединенное киммерийско-мидийское войско напало на
Ассирию. Ассирийский царь Ассаргадон обратился за помощью к скифам, жившим
тогда в Средней Азии. Союз был заключен, и к 650 году до н. э. скифы
вытеснили киммерийцев из Северного Причерноморья, одновременно найдя себе
великолепную среду проживания и уйдя от теснивших их самих более сильных
евразийских кочевников, которых Геродот называл массагетами и исседонами. С
этого периода скифы больше не упоминаются в ассирийских источниках.
Киммерийские племена разделились на несколько частей. Часть ушла на
запад и была разбита скифами на реке Днестр. Другой части удалось уйти в
Малую Азию, укрепиться в ее северо-восточной части — Каппадокии и в 644
году захватить столицу Лидии — Сарды. После войн 615— 565 года до н. э.
лидийский царь Алиат разгромил киммерийские войска, остатки которых
частично смешались с местным населением и остались в подчинении скифов, а
частично ушли в Переднюю Азию, где были ассимилированы и перестали
существовать как единый народ. Крымские и керченские киммерийские племена
пытались завоевать земли этнических предков славян по Южному Бугу, но были
разгромлены наголову, ушли к Висле и в битве при впадении Буга в Вислу, были
уничтожены. Именно в те времена предками славян были сделаны длиннейшие
укрепления на южной границе лесостепи — «Зми-евы валы», тянувшиеся по
берегам Днепра сотни километров и защищавшие границу с VII века до н. э. до
IV века. Впоследствии у валов праславянами были построенны мощные
крепости.
Часть киммерийцев осталась в Северном Причерноморье и Северном Кавказе,
подчинившись скифам и ассимилировавшись с ними и другими местными народами.
К началу греческой колонизации Северного Причерноморья в VI веке до н. э.
киммерийцы уже не существовали как этнос. С этого же времени они больше не
упоминаются в письменных источниках.