19.04.24

 

Глава 2

КРЫМ И ПЛЕМЕНА ТАВРОВ ЗА ТЫСЯЧУ ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

КИММЕРИЙСКАЯ ЛЕГЕНДА.

X— VII века до н. э.

Начиная  с  I  тысячелетия  до н. э.,  а  возможно  и ра-нее,  на южном
побережье и горах Крыма поселились племена тавров,  этническое происхождение
которых до  сих  пор окончательно  не  выяснено. Воз­можно,  тавры  являлись
коренными жителями Крымского по­луострова, а возможно это часть киммерийцев,
отступивших в Крым из Северного Причерноморья под натиском  скифов. Возможно
также,  что  это  племена,  пришедшие  в  Крым  через  Керченский пролив  из
Центрального  и  Северного  Кавказа.  Достоверно  это неизвестно. Устройство
могильников — «ка­менных ящиков», сходство керамики и  бронзовых  украшений
тавров  с  памятниками  Кавказа  I  тысячелетия  до  н.  э.  может  означать
этническую   и  культурную  тождественность   населения   горного  Крыма   и
Центрального и Северного Кавказа.
Самоназвание этого племени не дошло  до  нашего времени,  так как после
тавров не осталось  никаких письменных  источ­ников.  «Tauroi»  — греческое
слово, возможно, связанное с названием местности, давшей имя жившим  на  ней
племенам. Горная система на юге Малой Азии  называлось Тавром и  в древности
считалось, что  Крымские, Кавказкие и Балканс­кие горы являются продолжением
Таврских  гор. Херсонесом Таврическим  — «полуостровом тавров» назвали Крым
антич­ные греки.
О таврах упоминают многие античные источники. В напи­санной  в середине
V века  «Истории» Геродот  так пишет о  таврах:  «От Истра идет  уже древняя
Скифия, лежащая к югу
в  направлении южного ветра до города, называемого Керки-нитидой. Далее
— от этого города обращенную к этому же морю страну, гористую и выступающую
к  Понту,  населяет  племя  тавров  до  полуострова,  называемого  Скалистым
(Керченский  полуостров  —  А.  А.),  этот  полуостров  выдается  в   море,
обращенное в  сторону восточного ветра. …Тавры имеют следующие обычаи. Они
приносят в  жертву  Деве  и  потерпев­ших  кораблекрушение, и  тех  эллинов,
которых они захватят, выплыв в море, таким образом: совершив предварительные
обряды, они  ударяют  их дубинкой  по  голове.  Одни говорят,  что тело  они
сбрасывают  вниз со  скалы (ведь святилище воз­двигнуто  на скале), а голову
втыкают на  кол; другие же  со­глашаются с  тем, что голову втыкают на  кол,
однако говорят, что  тело не  сбрасывают со скалы,  но  предают земле. Живут
тавры грабежами и войной». Живший на рубеже нашей  эры  знаменитый греческий
географ  и историк Страбон  пишет  в своей «Географии»,  что  «большую часть
(Крыма  —  А. А.)  до  перешейка  и Каркинитского залива занимало  скифское
пле­мя тавров». Он упоминает также о Балаклавской бухте — «гавань  с  узким
входом, где тавры  (скифское племя) обычно собирали свои  разбойничьи банды,
нападая  на тех, кто спа­сался сюда бегством. Эта гавань называется Симболон
Лимен и образует вместе с другой гаванью под названием Ктенунт перешеек в 40
стадий».  О  таврах  писали  Диодор  Сицилийс­кий,  Тацит,  Аммиан Марцелин,
называя  тавров «варварами  и убийцами»,  занимавшимися пиратством.  Однако,
согласно  археологическим  данным,   при  раскопках   поселений  тавров   не
обнаружено никаких предметов (кроме  бус), полученных в результате пиратских
набегов и грабежа чужеземцев.
Большинство  таврских  поселений было сконцентрировано на  южном берегу
Крыма — морском побережье от мыса Айя до Феодосии шириной от двух до восьми
километров, занима­ющим  один  процент его территории и в Крымских  горах на
южной и юго-восточной части  Крымского полуострова. Крым­ские горы достигают
высоты до полутора километров на юге и двести метров на севере и имеют длину
до ста пятидесяти и ширину около пятидесяти километров. Самая  высокая гряда
Крымских гор — южная, протянувшаяся от  мыса Фиолент и Балаклавы до Старого
Крыма  и  гор Агармыш  и Тепе-Оба  у  Феодосии.  Плоские вершины южной гряды
называются «яй-лами», что в переводе с татарского означает «пастбища», и
обычно  имеют ширину  до четырех километров. Главная гряда Крымских гор
состоит  из  Ласпинской, Форосской, Ай-Петринской, Ялтинской, Никитской Яйл,
Бабуган-Яйлы,  Чатыр-Дага,  Демерджи-Яйлы, Долгоруковской и Караби-Яйлы. Эти
«яйлы» —  «пастбища»  использовались таврами  для  выпаса  овец  и  ведения
отгонного скотоводства. Широкие долины между южной и средней грядой Крымских
гор, начи­нающейся у Инкермана и через Белогорск доходящей до Феодосии, были
удобны  для  постройки  таврских  селений.  Для  охоты и  жилья  тавры также
использовали предгорные райо­ны третьей гряды Крымских гор, соединяющейся со
второй   грядой  восточнее  Зуи.   Путь  на  южный  берег  Крыма  закрыва­ла
построенная таврами оборонительная  стена  двухметровой  толщины,  сложенная
насухо  из  крупных  камней  и  проходив­шая  с  севера  от   подножья  мыса
Эклизи-Бурун на юг до  обры­ва  у верховьев реки  Альмы.  В северной и южной
части стены было двое ворот, сделанных в виде проемов.
Тавры  жили  компактными   семейными   общинами,  совме­стно   ведущими
хозяйство,  в  поселениях,  расположенных  в  долинах и предгорьях у  воды и
труднодоступных горных хо­рошо укрепленных убежищах, сделанных из камней. На
ме­стах их  расселения нет следов греческих  колоний,  почти нет изображений
тавров у греческих мастеров. Основными заня­тиями горных тавров были охота и
отгонное скотоводство — сезонные перекочевки  со стадами из долин на «яйлы»
и  об­ратно. Стада тавров  состояли из  овец,  коз,  коров  и  волов. Тавры,
населявшие предгорные  районы и  долины, занима­лись  мотыжным земледелием и
рыболовством,  ткачеством  и  прядением,  литьем  из  бронзы.  Было  развито
гончарное  про­изводство.  Гончарного  круга  ранние  тавры не знали, посуда
изготавливалась вручную ленточным способом и потом обжи­галась на костре или
в примитивных гончарных печах.
В Крыму  известны десятки  таврских памятников. Основ­ными  памятниками
тавров IX— VI века до  н. э. являются по­селение Уч-Баш  вблизи  Инкермана,
Альма-I в пяти  километ­рах от  села  Партизанское,  Ашлама-Дере  в  четырех
километ­рах  к  востоку  от Бахчисарая,  Балаклавское  против  Балаклав­ской
бухты,  Белогорское   на  левом  берегу  реки  Карасу,  Таш-Джарган  у  села
Краснопещерное в семи километрах к югу от Симферополя. Самым ранним таврским
памятником  в  Кры­му  является  поселение Уч-Баш у Инкермана. Селение  было
окружено оборонительной стеной из одного ряда необработан­ных камней. Внутри
стены находились  жилища неправиль­ной прямоугольной  формы, каждый площадью
около сорока  пяти  квадратных метров.  Стены  жилищ  состояли  из  каркаса,
обмазанного глиной, смешанной с соломой. Внутри полузем­лянки находился очаг
для приготовления еды и  яма для золы. Возле жилищ были вырыты хозяйственные
и очажные ямы диаметром до двух метров  и глубиной до  полуметра,  и ямы для
хранения зерна  диаметром  до полутора  и глубиной один метр.  При раскопках
обнаружено много  обломков  керамики — посуды, хозяйственные горшки высотой
полтора метра, каменная литейная  форма,  обломки каменных  мотыг, камен­ные
зернотерки,  кремневые вкладыши для серпов.  Найдено  много  зерен  пшеницы,
ячменя, фасоли и гороха, кости диких  и  домашних животных — свиней, овец и
коз.
Поселения тавров  VI—  V  века до н. э.  обнаружены  на горе  Кошка  у
Симеиза,  на горе  Караул-Оба  у поселка  Новый Свет под  Судаком,  в пещере
Кош-Коба  у   деревни  Лесное  в  двадцати  пяти  километрах  к  востоку  от
Симферополя.  Известны  по­селения  тавров  у  села  Красногорское  Зуйского
района, Сим­феропольское у реки Салгир, Инкерманское  у впадения в море реки
Черной,  пещеры   Юсуф-Коба  III,  Сюндюрлю-Коба,  Шан-Коба,  Фатьма-Коба  в
Байдарской долине. В  этот период тав­ры расселились и  в прибрежных районах
Керченского полу­острова.
Поселения тавров  V— I века  до н.  э. найдены на мысу Ай-Тодор в семи
километрах к юго-западу  от Ялты, на горе Аю-Даг в трех километрах к востоку
от Гурзуфа, на горе Кресто­вой в Алупкинской  долине, на горе Кастель в пяти
километ­рах к юго-западу от  Алушты, в  Осиновой балке  и у  села  За­ветное
вблизи Бахчисарая, в селе Айвазовское Старо-Крымс­кого района. Между  селами
Залесное и Крепкое обнаружено таврское убежище Кызык-Кулак-Кая.
В единственном не  разграбленном могильнике Мал-Муз в Байдарской долине
найдены клинок железного меча, желез­ный кинжал, наконечники стрел, железный
топор, конская  сбруя, украшения  из бронзы —  подвески,  гривны,  браслет,
бляшки, кольца, бусы, керамическая посуда.  В  других тавр-ских селениях при
раскопках  найдены:  хозяйственная  и ку­хонная  посуда —  сосуды,  горшки,
жаровни,  друшлаги;  сто­ловая посуда  — миски,  чашки,  кубки  и  кувшины;
каменные  и  кремневые  орудия —  топоры,  мотыги, грузила, жернова,  ножи,
кремневые стрелы; изделия  из  кости  — пряслица, ук­рашения,  шила,  иглы,
проколки;  металлические  изделия  —  железные  украшения, конская  сбруя и
оружие — топоры, мечи, наконечники для стрел.
В   религии   тавры   унаследовали  от   матриархата   божество   Деву,
олицетворявшую  плодородие.  Деве приносились чело­веческие  жертвы. Страбон
пишет,  что на  мысе Партенит у Аюдага стоял храм  Девы.  Таврские святилища
Девы  обнару­жены  в  пещере  Ени-Сала’  II  у  села  Чайковское, в  пещерах
Кизил-Коба,  в  урочище   Селим-Бек  у   Ялты,  в   котором  найде­но  много
пятнадцатисантиметровых   терракотовых   статуэток  Девы.   Культ  таврского
божества был  распространен  и  в  гре­ческих  городах-колониях  на Крымском
полуострове, в част­ности в  Херсонесе. С VI по III  век  до н.  э. тавры  и
античные  греки  жили  мирно,  херсонесский  некрополь  этого   периода  был
совместным.  Тавров  неудачно  пытались  покорить  кимме­рийцы,  Херсонес  и
Боспорское царство. В III веке начались
набеги  тавров  на  греков,  захватывавших   новые  земли   для   своих
виноградников.
Рабства у тавров не было. В I веке в  античных источниках тавров  стали
называть «тавроскифами» или «скифотаврами». При перемещении центра скифского
государства в конце III века до н. э.  из  Северного  Причерноморья в Крым и
усиления его  могущества  началась мирная ассимиляция  тавров  и  ски­фов —
оседлых  и кочевых  племен  разной этнической  принад­лежности. Впоследствии
тавры и скифы совместно воевали
против отрядов  понтийского полководца Диафанта. Скифы испытали большое
влияние культуры тавров, использовав, в частности, знания и приемы тавров  в
горном деле и фортифи­кации при строительстве своих крепостей и укреплений.
Согласно историческим источникам тавры как отдельный народ существовали
до IV века.
Исторические источники, рассказывающие  об этом перио­де, упоминают и о
предках славян. Общая прародина единой
индоевропейской  общности, из которой  вышли древнейшие  предки славян,
точно не известна, возможно,  это  Передняя Азия.  Достоверно известно,  что
около  II тысячелетия до  н.  э.  предки славян  освоили вторую прародину —
земли  между  Днепром,  Карпатами и Одером. В I тысячелетии до н. э. на этой
территории образовалось первое объединение праславян, возможно, совместно со
скифами — сколоты.

Автор